Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2008 N 18-Г08-11 Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 05.03.2008, которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 мая 2008 г. N 18-Г08-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Пирожкова В.Н.

судей - Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу С. на решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2008 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения С. и его представителя Ж., поддержавших доводы кассационной жалобы,
возражения против жалобы представителей Законодательного Собрания Краснодарского края З. и Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с заявлением о признании статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“ противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу оспариваемой нормы. В обоснование требования сослался на то, что оспариваемая правовая норма устанавливает ограничение, в силу которого перевозчик не вправе выполнять пассажирские перевозки при отсутствии договора со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения. Указанный Закон Краснодарского края в оспариваемой части противоречит статье 421 ГК РФ, предусматривающей, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Поскольку гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, субъект Российской Федерации не вправе был принимать указанный Закон. Оспариваемая правовая норма Закона Краснодарского края, устанавливая конкурсный отбор перевозчиков и необходимость заключения договора со специально уполномоченным органом, создает препятствия в осуществлении лицензируемой Ф.И.О. деятельности и устанавливает дополнительные требования к перевозчикам, не предусмотренные федеральным законодательством, чем нарушает право заявителя на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Решением Краснодарского краевого суда от 5 марта 2008 года отказано в удовлетворении указанного заявления.

В кассационной жалобе С. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт “и“ статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Не отнесены вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации и к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края N 193-КЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“, опубликован в изданиях - “Кубанские новости“ 30 июля 1999 года, N 139, “Информационный бюллетень Законодательным Собранием Краснодарского края“ N 7, 1999 года.

Из преамбулы оспариваемого Закона Краснодарского края следует, что сферой его правового регулирования являются отношения по организации и осуществлению автотранспортных пассажирских перевозок и по обеспечению безопасности дорожного движения в Краснодарском крае.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, осуществляется в соответствии с потребностью населения в оказании услуг по перевозке, определяемой соответствующим специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения, или
собственной производственной необходимостью. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, осуществляемая в соответствии с потребностью населения в оказании услуг по перевозке, регламентируется договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключаемым по результатам конкурса, проводимого в пределах своей компетенции специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения, с целью выбора перевозчиков, обеспечивающих наиболее качественные и безопасные условия перевозок.

Согласно статье 15.1 данного Закона Краснодарского края перевозчик не вправе выполнять пассажирские перевозки при отсутствии соответствующей лицензии либо договора со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с его компетенцией.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородное и межмуниципальное сообщение также отнесено к полномочиям органов государственной власти.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что, поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации находятся в компетенции субъекта Российской Федерации, то Законодательное Собрание Краснодарского края приняло Закон “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“ в соответствии со своей компетенцией.

В части признания недействующей статьи 15.1 указанного Закона Краснодарского края (в части заключения договора со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения на осуществление регулярных маршрутных перевозок) суд обосновано отказал в удовлетворении заявленного требования С.

Судом установлено, что оспариваемые нормативные положения регулируют также и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров.

Подпунктом “б“ статьи 72 Конституции
Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.

Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.

Статьей 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона), устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21 Федерального закона). Пункт 1 статьи 6 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта. Эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, основанные на пассажирских перевозках, возникают не только между перевозчиком и пассажиром - потребителем услуг по перевозкам.

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ относит к вопросам организации дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями.

Статья 5 данного Федерального закона дает перечень мер, направленных на обеспечение
безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают Ф.И.О. власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные правоотношения возникают также между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства.

Оспариваемая правовая норма Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ, как правильно указал в решении суд, не регулирует гражданские правоотношения, носит административно-правовой характер и в силу подпункта “б“ статьи 72 Конституции Российской Федерации принята в пределах ведения субъекта Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что оспариваемая правовая норма нарушает его право на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения, поскольку обязывает заключать договор со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания Краснодарского края и соблюдать договорные условия в то время, как для этого достаточно лишь получения лицензии, проверены судом и признаны несостоятельными. Суд правильно указал, что конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки
пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок, как правильно указал в решении суд, не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем. Получение лицензии само по себе не означает право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.

Вывод суда о том, что Закон Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае“ принят законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции и не противоречит федеральному законодательству, является правильным, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2008 года оставить без изменения, кассационного жалобу С. - без удовлетворения.