Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.12.2008 по делу N А19-14990/08-28 В удовлетворении требований о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, отказано, поскольку общество не принимало решения, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении его местонахождения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 декабря 2008 г. по делу N А19-14990/08-28

Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2008. Полный текст решения изготовлен 30.12.2008.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области

к Обществу с ограниченной ответственностью “Геркулес“

3 лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве

о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица

при участии в заседании:

заявитель - Макаренко К.О. - представитель по доверенности

ответчик - не явился

3-е лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
N 46 по г. Москве - не явился

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее заявитель) обратилась с требованием к Обществу с ограниченной ответственностью “Геркулес“ о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО “Геркулес“.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал. В обоснование доводов указал, что ООО “Геркулес“ в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ представлены недостоверные, заведомо ложные сведения о месте своего нахождения, на основании которых Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве внесены изменения в ЕГРЮЛ. В связи с чем, государственная регистрация внесенных изменений в сведения о юридическом лице - ООО “Геркулес“ в части изменения места его нахождения, является недействительным.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.

Третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. В отзыве инспекция требования не признала, в обоснование возражений указала, что государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, осуществлена правомерно, поскольку у налогового органа не было оснований для отказа. Юридическим лицом были соблюдены требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, полномочий проверять достоверность указанных сведений у инспекции нет.

Дело в соответствии со ст. ст. 156, 200 АПК РФ рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд установил
следующее.

07.03.2008 ООО “Геркулес“ в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица с приложением необходимых документов.

В связи с чем, налоговым органом на основании решения о государственной регистрации N 82819 от 14.03.08 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 1087746292633 об изменении местонахождения ООО “Геркулес“.

Регистрационное дело передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области по новому месту нахождения общества - г. Братск, бульвар Космонавтов, 8, однако при проверке переданных документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области установлено, что ООО “Геркулес“ по указанному адресу не находится.

В связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО “Геркулес“.

Суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Участниками спорных правоотношений могут
быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконных решений и действий государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение либо действие не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. п. 4, 5 ст. 18 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. В
случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись.

На основании ст. 25 Закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Налоговому органу право требования представления иных документов и право проведения юридической оценки представленных для регистрации документов, а также проверки достоверности указанных сведений названным Законом не предоставлено.

При этом согласно подпункту “а“ пункта 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для
отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве рассмотрев представленное 07.03.2008 ООО “Геркулес“ заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и приложенные к нему необходимые документы, приняла решение о государственной регистрации N 82819 от 14.03.08, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 1087746292633 об изменении местонахождения ООО “Геркулес“.

Регистрационное дело передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области по новому месту нахождения общества - г. Братск, бульвар Космонавтов, 8.

Поскольку при проверке переданных документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области установлено, что ООО “Геркулес“ по указанному адресу не находится, следовательно, обществом представлены недостоверные, заведомо ложные сведения о месте своего нахождения, налоговый орган обратился с требованием к ООО “Геркулес“ о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Таким образом, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области оспаривается государственная регистрация изменений, внесенных в ЕГРЮЛ в сведения о месте нахождения ООО “Геркулес“ на основании решения о государственной регистрации N 82819 от 14.03.08, принятого Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве. То есть, по существу оспаривается решение налогового органа, однако ответчиком при этом указано ООО “Геркулес“.

ООО “Геркулес“ данное решение, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 1087746292633 об изменении своего местонахождения, не принимало. В связи с чем требование о признании незаконным
решения, принятого налоговым органом, но предъявленное к обществу, суд считает незаконным.

На замену ненадлежащего ответчика по настоящему делу - ООО “Геркулес“ или привлечение по делу в качестве второго ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, производившей государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которую ИФНС России по Центральному округу г. Братска оспаривает, заявитель не согласен.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что требования заявителя к Обществу с ограниченной ответственностью “Геркулес“ о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведенной налоговым органом - Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью “Геркулес“ о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.А.КУКЛИНА