Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2008 N 43-Г08-10 Производство по делу в части признания недействительными выписки из протокола бюро комитета отделения политической партии о выдвижении кандидата в избирательную комиссию, списка кандидатов от партии прекращено правомерно, так как дело в указанной части неподсудно, а также обстоятельства оформления политическими партий протоколов не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителей, не обладающих правами политических или иных избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 апреля 2008 г. N 43-Г08-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Макарова Г.В. и Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Ф. и П. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 февраля 2008 года, которым отказано в удовлетворении их заявления о признании незаконными и отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики N 54.9-3 от 7 декабря 2006 года “О формировании территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, N 54.10-3 от 7 декабря 2006 года “О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, N 74.2-3 от 11 октября 2007 года
“О заверении списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением “Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии “Единая Россия“ по одномандатным избирательным округам“, а также о признании недействительной выписки из протокола бюро КПРФ о выдвижении кандидата в территориальную избирательную комиссию города Воткинска, списка кандидатов от партии “Единая Россия“, выдвинутых по Прибрежному одномандатному избирательному округу N 22.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

кандидат в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики Ф. и его доверенное лицо П. обратились в суд с заявлением о признании незаконными постановлений Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики N 54.9-3 от 7 декабря 2006 года “О формировании территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, N 54.10-3 от 7 декабря 2006 года “О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, N 74.2-3 от 11 октября 2007 года “О заверении списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением “Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии “Единая Россия“ по одномандатным избирательным округам“, а также о признании недействительной выписки из протокола бюро КПРФ о выдвижении кандидата в территориальную избирательную комиссию города Воткинска, списка кандидатов от партии “Единая Россия“, выдвинутых по Прибрежному одномандатному избирательному округу N 22.

В обоснование требований ссылались на то, что формирование территориальной избирательной комиссии города Воткинска в незаконном составе, нарушение порядка выдвижения кандидатов в депутаты от партии “Единая Россия“ ущемляют их избирательные права.

Решением Верховного
Суда Удмуртской Республики от 8 февраля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Ф. и П. просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим частичной отмене.

Как видно из материалов дела, постановлением ЦИК УР N 51.5-3 от 25 октября 2006 года утвержден перечень и количественный состав территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике, количественный состав ТИК города Воткинска определен в 11 человек с правом решающего голоса.

Постановлением ЦИК УР от 7 декабря 2006 года N 54.9-3 территориальная избирательная комиссия города Воткинска была сформирована из указанного количества членов, в состав которой вошли:

- Д.В. от Удмуртского регионального отделения Всероссийской политической партии “Единая Россия“;

- К.О. предложена собранием избирателей, работающих в аппарате ЦИК УР (по месту работы);

- К.В. от политической партии “Народная партия Российской Федерации“;

- П.М. от администрации города Воткинска (по месту работы);

- С.Л., от Республиканской общественной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов от общественной организации;

- С.О. от муниципального учреждения “Городская служба заказчика“ (по месту работы);

- С.В. от избирательной комиссии города Воткинска предыдущего состава;

- С.В.Г. от Коммунистической партии Российской Федерации;

- Х.Л. от регионального отделения политической партии “Родина“ в Удмуртской Республике;

- Х.А. от политической партии “Либерально-демократической партии Россия“;

- Ш.В., от избирательной комиссии города Воткинска, предыдущего состава.

Впоследствии постановлением ЦИК УР от 25 января 2007 года N 57.3-3 Х.Л. по ее же заявлению была освобождена от обязанности члена комиссии с правом решающего голоса и утвержден численный состав ТИК города Воткинска в
количестве 10 человек.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22, пунктами 5 и 6 статьи 26 ФЗ РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ территориальные избирательные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати человек с правом решающего голоса.

Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

- политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений;

- избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования;

- представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.

Отказывая заявителям в признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики N 54.9-3 от 7 декабря 2006 года “О формировании территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, суд пришел к правильному выводу о том, что при формировании данной избирательной комиссии вышеуказанные требования статей 22 и 26 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ были соблюдены.

Ссылка Ф. на то, что кандидатура К.В. была предложена от политической партии “Народная партия Российской Федерации“, не допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти Удмуртской Республики, является необоснованной. Политическая партия “Народная партия Российской Федерации“ в силу статьи 7 Федерального закона “Об общественных объединениях“ выступает в одной из организационно-правовых форм общественных объединений, следовательно, вправе в соответствии с пунктом 1 статьи
22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в качестве иного общественного объединения вносить свои предложения по формированию территориальных избирательных комиссий.

Судом установлено также, что Ш.В., являвшийся на момент формирования комиссии муниципальным служащим, назначен на должность председателя ТИК города Воткинска на основании пункта 7 статьи 28 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Учитывая, что ограничения, предусмотренные пунктом 1 статьи 29 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ для члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, отсутствовали, а ограничения, предусмотренные пунктом 15 этой же статьи в виде запрета замещать членам постоянно действующей избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, не применимы, поскольку ТИК г. Воткинска юридическим лицом не является, суд правомерно счел оспариваемое постановление ЦИК УР N 54.10-3 от 7 декабря 2006 года “О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Воткинска“ соответствующим закону.

Обоснованным является вывод суда и о том, что ЦИК УР, принимая 11 октября 2007 года постановление N 74.2-3 “О заверении списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением “Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии “Единая Россия“ по одномандатным избирательным округам“ действовала в рамках компетенции, определенной федеральным законом.

Так в соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ после представления в избирательную комиссию вместе с другими необходимыми документами списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательная комиссия заверяет данный список в трехдневный срок или иной срок, установленный Федеральным законом.

При этом суд правомерно отметил, что процедура оформления избирательным объединением избирательных и иных внутрипартийных документов была соблюдена и прав и охраняемых законом интересов заявителей не нарушает.

При таких обстоятельствах дела решение суда об отказе в признании постановлений Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики N 54.9-3 от 7 декабря 2006 года “О формировании территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, N 54.10-3 от 7 декабря 2006 года “О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Воткинска“, N 74.2-3 от 11 октября 2007 года “О заверении списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением “Удмуртское региональное отделение Всероссийской политической партии “Единая Россия“ по одномандатным избирательным округам“ незаконными следует признать обоснованным.

Доводов, по которым такое решение могло бы быть отменено, кассационная жалоба заявителей не содержит.

Вместе с тем суд не учел, что в соответствии с частью 6 статьи 259 ГПК РФ заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 26 ГПК РФ верховный суд республики в качестве суда первой инстанции рассматривает, в частности, дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

Дело в части требований заявителей о признании недействительной выписки из протокола бюро КПРФ о выдвижении кандидата в территориальную избирательную комиссию города Воткинска, списка кандидатов от партии “Единая Россия“, выдвинутых по Прибрежному одномандатному избирательному округу N 22 Верховному Суду Удмуртской Республики неподсудно.

Рассмотрение судом дела в незаконном составе в силу пункта 1 части 2 статьи 364 ГПК РФ является основанием к отмене решения суда первой инстанции независимо от доводов кассационной жалобы.

Кроме этого в соответствии со статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица гражданином, которому настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Судом оставлено без внимания то, что обстоятельства оформления руководящими органами политических партий протоколов о выдвижении кандидатур в состав избирательных комиссий, списков граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами этих партий, не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителей, не обладающих правами политических или иных избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.

В этой связи решение суда в указанной части в силу статьи 365 ГПК РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 февраля 2008 года об отказе в
признании недействительными выписки из протокола бюро Удмуртского республиканского комитета КПРФ о выдвижении кандидата в территориальную избирательную комиссию города Воткинска, списка кандидатов от партии “Единая Россия“, выдвинутых по Прибрежному одномандатному избирательному округу N 22, отменить и производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части это же решение оставить без изменений, а кассационную жалобу Ф. и П. - без удовлетворения.