Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2008 N 25-О08-7 Приговор по делу об убийстве, грабеже и умышленном уничтожении или повреждении имущества оставлен без изменения, так как наказание осужденному назначено с учетом степени общественной опасности совершенных действий, данных о личности подсудимого и обстоятельств дела.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2008 г. N 25-О08-7

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего Ботина А.Г.

Судей Лаврова Н.Г. и Батхиева Р.Х.

рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Х. и адвоката Музафаровой Д.Г. на приговор Астраханского областного суда от 28 января 2008 года, по которому:

Х., <...>, несудимый, осужден к лишению свободы:

- по ч. 1 ст. 161 УК РФ на 1 год;

- по ч. 3 ст. 30, п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ на 8 лет 6 месяцев;

- по ч. 1 ст. 167 УК РФ на 1 год 6 месяцев.

На основании ч. 3 ст.
69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Разрешен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Лаврова Н.Г., изложившего обстоятельства дела и доводы кассационных жалоб, объяснения осужденного Х. и адвоката Музафаровой Х.Г., поддержавших доводы жалоб, мнение прокурора Гостюжевой И.А., полагавшей приговор оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

Х. признан виновным в покушении на причинение смерти другому человеку из корыстных побуждений, совершении грабежа и умышленном уничтожении чужого имущества, повлекшем причинение значительного ущерба.

Преступления совершены 16 февраля 2007 года на территории Астраханской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В кассационных жалобах:

- осужденный Х., выражая несогласие с приговором, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что предварительное и судебное следствие проведены с нарушением закона, а выводы суда, изложенные в приговоре, носят предположительный характер и не основаны на материалах дела. По его мнению, вывод суда о том, что он покушался на убийство К., основан лишь на противоречивых показаниях потерпевшего, который его оговорил, и не подтверждаются другими доказательствами, заключения экспертиз носят предположительный характер и не подтверждают его вину. Считает, что его вина не доказана и просит приговор отменить, а дело прекратить;

- адвокат Музафарова Х.Г. в защиту интересов осужденного Х. указывает, что предварительное и судебное следствие проведены с нарушением закона, а выводы суда, изложенные в приговоре, носят предположительный характер и не основаны на материалах дела. Полагает, что вывод суда о наличии у Х. умысла на убийство потерпевшего ни чем не подтверждается, а К. его оговорил. Анализируя исследованные доказательства, считает, что вина Х. в совершении грабежа и умышленном уничтожении чужого имущества не
доказана. Просит приговор в части осуждения Х. по ч. 1 ст. 161 и ч. 1 ст. 167 УК РФ отменить и дело прекратить, переквалифицировать действия Х. с ч. 3 ст. 30, п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ на ч. 1 ст. 115 УК РФ.

В письменных возражениях государственный обвинитель Ибрагимова У.К. и представитель потерпевшего К. считают жалобы осужденного и адвоката необоснованными и просят приговор оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, Судебная коллегия находит вывод суда о виновности осужденных в совершении инкриминируемых им деяний основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ которых содержится в приговоре.

Так, из показаний потерпевшего К. следует, что Х., взяв у него в долг 25000 рублей, и длительное время не возвращал деньги. 16 февраля 2007 года Х. предложил поехать вместе с ним к его родителям под предлогом вернуть долг. Однако приехав в с. Черный Яр, где проживают родители Х., деньги не вернул. Находясь в его автомобиле Х. напал на него, нанес удар ножом в область глаза и попытался нанести еще несколько ударов ножом в спину, живот, от которых он старался увернуться. Х. высказывал ему угрозы убийством, ударил бутылкой шампанского по голове. Он пытался убежать, но Х. догнал его и нанес ему удары кирпичом по голове и отобрал мобильный телефон, по которому он пытался позвонить. Ему удалось убежать и обратиться за помощью к жителям деревни, которые вызвали скорую помощь и милицию. Через некоторое время увидел в степи огонь и догадался, что горит его автомашина.

Признавая приведенные показания потерпевшего
К. достоверными, суд правильно указал, что они согласуются с показаниями свидетелей Р.А., Р.Л., У., С., К.Т., К.А., П.С., П.А., Г., подробно изложенным в приговоре и соответствуют другим приведенным в приговоре доказательствам: протоколу осмотра места происшествия; акту судебно-медицинской экспертизы о характере и локализации телесных повреждений, обнаруженных у потерпевшего; актам криминалистической биологической экспертизы, и другим доказательствам.

Доводы осужденного о противоречивости показаний потерпевшего проверялись в судебном заседании и обоснованно признаны несостоятельными. Потерпевший К. прямо указал, что Х. напал на него, нанес ему удары ножом, бутылкой по голове, кирпичом. При этом высказывал угрозы убийством и отобрал у него мобильный телефон.

Как видно из материалов дела и установлено судом в приговоре, показания потерпевшего получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, согласуются с другими доказательствами, признанными достоверными, поэтому оснований не доверять их показаниям у суда не имелось, о чем правильно указано в приговоре.

Доводы осужденного и адвоката о недоказанности вины Х. в грабеже, покушении на убийство К. и поджоге автомашины потерпевшего опровергаются приведенными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в приговоре и обоснованно признаны судом несостоятельными.

Органами следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении дела в судебном заседании каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, допущено не было, дело расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Квалификация действий осужденного Х. является правильной.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона с учетом тяжести содеянного и данных о его личности.

Оснований считать, что назначенное осужденному наказание является чрезмерно суровым, не имеется.

При таких данных жалобы осужденного и адвоката удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Астраханского областного суда
от 28 января 2008 года в отношении Х. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного и адвоката - без удовлетворения.