Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.12.2008 по делу N А19-17598/08-17 Суд удовлетворил исковые требования о взыскании неосновательного обогащения за пользование железнодорожным подземным путем необщего пользования, поскольку представленный истцом расчет суммы иска подтвержден материалами дела, в том числе ведомостями подачи и уборки вагонов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2008 г. по делу N А19-17598/08-17

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Водневой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Водневой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “РЖД“

к ОАО “ПО Усольмаш“

о взыскании 1 525 806 руб. 20 коп.

при участии

от истца - Антипина А.Г. - зам. нач. юр. отд. дов. от 20.05.08 г.

от ответчика: Грехнев Д.А. - мен. дов. от 19.12.07 г.

установил:

в Арбитражный суд Иркутской области поступило исковое заявление ОАО “Российские железные дороги“ о взыскании с ОАО “ПО Усольмаш“ суммы 1 525 806 руб. 20 коп. - неосновательное обогащение за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования.

Дело передано на новое рассмотрение согласно постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 08 сентября 2008 г.



Истец в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просит взыскать сумму 413 967 руб. 80 коп. за период пользования с 28.11.2006 г. по 20.09.2007 г. От взыскания суммы 1 111 838 руб. 40 коп. истец отказался.

Ответчик размер суммы иска по уточненным исковым требованиям не оспорил.

Исследовав материалы дела арбитражный суд установил, что ОАО “Российские железные дороги“ является собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования - производственно-технического комплекса N 24 Черемховской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО РЖД (свидетельство о государственной регистрации сооружения - производственно-технического комплекса N 24 от 11.03.2004 г.).

Между сторонами ОАО “РЖД“ и ОАО “ПО Усольмаш“ был заключен договор N 2/15-2002 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь, используемый ОАО “ПО Усольмаш“ при станции Усолье-Сибирское ФГУП ВСЖД, где не была включена плата за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования. При этом параграфом 4 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на 1 и 2 приемоотправочные пути, дальнейшее продвижение вагонов, расстановка по местам погрузки, выгрузки, взвешивание, другая маневровая работа и возврат на 3 выставочный путь производится локомотивом пользователя.

Согласно п. 2.7.1 “Тарифного руководства N 3“ сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

В соответствии с п. 2.7.2 Тарифного руководства N 3 выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (далее - договор).

За период взыскания платы за пользование железнодорожным подъездным путем среднесуточный вагонооборот у ответчика превысил 1,5 вагона в сутки, следовательно истец правомерно применил п. 2.7.1 Тарифного руководства N 3 в зависимости от среднесуточного числа вагонов и п. 2.7.14 Тарифного руководства N 3 при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам части 2 таблицы 11.

Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования (спорного) составляет 1188,1 м, установленная сторонами и тех. документами.

Работа на 1188,1 м осуществлялась локомотивом, принадлежащим ОАО “ПО Усольмаш“.

В случаях, предусмотренных п. 2.7.14, сбор взимается за фактическое время пользования подъездным путем, при этом, при расчете неполные сутки принимаются за полные.

Представленный истцом расчет суммы иска подтвержден материалами дела, в т.ч. ведомостями подачи и уборки вагонов.

При таких обстоятельствах и рук. ст. 1102 ГК РФ, Федеральным законом “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ N 17-ФЗ с ответчика следует взыскать сумму 413 967 руб. 86 коп. неосновательного обогащения и расходы по уплате госпошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд



решил:

исковые требования удовлетворить в сумме 413 967 руб. 86 коп.

Взыскать с ОАО “ПО Усольмаш“:

- в пользу ОАО “Российские железные дороги“ сумму 413 967 руб. 86 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 500 руб.

- в доход федерального бюджета госпошлины 9 279 руб. 34 коп.

В остальной части иска производство прекратить.

Судья

Т.А.ВОДНЕВА