Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 16.04.2008 N 5290/08 по делу N А51-3856/2007-5-144 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ, и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 апреля 2008 г. N 5290/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю (ул. Светланская, д. 69, г. Владивосток, 690091) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2007 по делу N А51-3856/2007-5-144 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.03.2008 по тому же делу по иску Покровской КЭЧ к Управлению образования администрации Уссурийского городского округа, администрации Уссурийского
городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Минфину России в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании (с учетом уточнения) 473942 рублей 42 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот по оплате коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, на основании Закона Российской Федерации “Об образовании“.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 15.11.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 473942 рубля 42 копейки расходов. В иске к остальным ответчикам отказано. Свое решение суд мотивировал недостаточным финансированием из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским специалистам.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм права не установлено.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом Российской Федерации “Об образовании“, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, от 27.06.2003 N 377.

Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком по делу должно быть Министерство образования Российской Федерации как главный распорядитель и получатель бюджетных средств, подлежит отклонению. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы убытки (пункт 18 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Минфин России не согласен с взысканием с него государственной пошлины. Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“).

Поскольку Минфином России (ответчиком) обжаловались судебные акты о взыскании с него в пользу Покровской КЭЧ расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, подпадающим под действие Закона Российской Федерации “Об образовании“, то основания для освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

Довод заявителя о том, что в резолютивной части решения должно быть указание на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (как предусмотрено пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23), не влечет признания судебного акта неправомерным и может быть устранено путем разъяснения порядка исполнения судебного акта.

Довод Минфина России о непредставлении документального подтверждения по каждому лицу, которому предоставлены льготы, направлен на переоценку доказательств по делу, что в
силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-3856/2007-5-144 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 15.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.03.2008 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА