Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 273-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его Конституционных прав положениями частей 1 и 2 статьи 7 Федерального Закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 апреля 2008 г. N 273-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТЕЙ 1 И 2 СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА “О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданина В.Н. Зубкова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд
Российской Федерации гражданин В.Н. Зубков оспаривает конституционность положений статьи 7 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, согласно которым кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов (часть 1); выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“ право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (часть 2).

По мнению заявителя, названные законоположения, не предусматривающие самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу, препятствуют гражданину, не являющемуся членом какой-либо политической партии, быть избранным депутатом Государственной Думы, чем нарушают его право избирать и быть избранным в органы государственной власти, гарантированное статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 года В.Н. Зубкову было отказано в принятии заявления о признании противоречащими Конституции Российской Федерации частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ и об отмене результатов выборов депутатов Государственной Думы, состоявшихся 2 декабря 2007 года, как не подлежащего рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Н. Зубковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В жалобе, по сути, оспаривается установленный Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ переход к пропорциональной избирательной системе, которая не предполагает избрание депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам и самовыдвижение кандидатов.

Отмечая в Постановлении от
16 июля 2007 года N 11-П, что Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ реформировал избирательную систему на выборах депутатов Государственной Думы, осуществив переход от мажоритарно-пропорциональной к пропорциональной избирательной системе, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в действующем правовом регулировании избирательной системы политические партии как носители соответствующей публичной функции приобретают качество единственных коллективных субъектов избирательного процесса, при том что они могут реализовать свое право на участие в осуществлении государственной власти и ее институционализации только в установленных Конституцией Российской Федерации формах и только на определенный срок и при том что ни одна из них не может обладать монопольным положением.

Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ не исключает право граждан, не являющихся членами какой-либо политической партии, быть избранными депутатами Государственной Думы: гражданин может быть включен в федеральный список кандидатов от политической партии по своей инициативе или по инициативе политической партии с согласия гражданина.

Таким образом, оспариваемые В.Н. Зубковым законоположения сами по себе какие-либо конституционные права заявителя не нарушают, а потому его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации
по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

О.С.ХОХРЯКОВА