Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 по делу N А19-11048/08-35 В удовлетворении заявления о признании недействительными решения антимонопольного органа о признании действий заявителя нарушением антимонопольного законодательства, выразившегося в дискриминации покупателей по способу участия в оптовых покупках на товарном рынке, и предписания о прекращении указанного нарушения отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что положение заявителя не может быть признано доминирующим.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 декабря 2008 г. по делу N А19-11048/08-35

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.08 г., полный текст решения изготовлен 04.12.08 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриенко Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

о признании решения, предписания недействительными

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Рогалев Р.О. (представитель по доверенности от 18.12.07 г. N СБ-484/Д), Логачев П.Н. (представитель по доверенности от 19.06.08 г. N СБ-207/Д), Голышева Г.И. (представитель по доверенности от 27.10.08 г. N СБ-306/Д)

от ответчика - Поминов А.Г. (представитель по доверенности от 07.05.08 г. б/н), Космачева О.К. (представитель по доверенности от 05.11.08 г. N 5324-9)

прокуратура Иркутской области - Крюкова И.Э., Коратовская М.В.

установил:



Открытое акционерное общество “Нефтяная компания “Роснефть“ (далее Общество, ОАО “НК “Роснефть“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее УФАС России по Иркутской области, ответчик) о признании недействительными решения от 25.07.08 г. N 555, предписания от 25.07.08 г. N 51.

До принятия решения судом на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ к участию в процессе допущен прокурор.

Заявитель представил дополнительные документы по делу.

Ответчик представил письменный отзыв, дополнительные документы по делу.

26.11.08 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 27.11.08 г. 14 час. 30 мин.

27.11.08 г. в 14 час. 30 мин. судебное заседание продолжено.

После перерыва в судебном заседании участвуют те же представители сторон, которые поддержали свои требования и возражения по ним, приложенные в письменном виде.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как видно из представленных материалов дела, УФАС России по Иркутской области было установлено наличие доминирующего положения ОАО “НК “Роснефть“ на оптовом рынке бензина автомобильного.

Антимонопольный орган, установив, что введение товара в оптовый оборот способом ежемесячных конкурсных (тендерных) торгов имеет все признаки злоупотребления Обществом своим доминирующим положением, возбудил в отношении группы лиц ОАО “НК “Роснефть“ дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением УФАС России по Иркутской области от 25.07.08 г. N 555 действия Общества признаны нарушающими п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в части злоупотребления доминирующим положением путем разделения покупателей по способу участия в оптовых покупках на товарном рынке автобензинов, дискриминация покупателей - участников тендера, результатом которых может и является ограничение конкуренции в виде создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок оптовой продажи нефтепродуктов.

На основании указанного решения Обществу выдано предписание N 51 от 25.07.08 г. о прекращении нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившееся в дискриминации покупателей по способу участия в оптовых покупках на товарном рынке автобензинов, дискриминации покупателей - участников тендера, результатом которых может и является ограничение конкуренции в виде создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок оптовой продажи нефтепродуктов.

Заявитель, полагая, что оспариваемыми решением от 25.07.08 г. N 555 и предписанием от 25.07.08 г. N 51 нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании их недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из материалов дела, в обоснование своей правовой позиции заявитель указывает на то, что УФАС России по Иркутской области не установлено доминирующее положение ОАО “НК “Роснефть“ на рынке оптовых продаж нефтепродуктов в Иркутской области; антимонопольным органом неправильно определены товарные границы рынка нефтепродуктов и не проведен должный анализ товарного рынка; вывод УФАС России по Иркутской области о злоупотреблении заявителем своим доминирующим положением не подтвержден надлежащими доказательствами и не основан на законе.



Суд считает, что указанные доводы заявителя не нашли своего подтверждения в представленных материалах дела и не являются основанием для признания оспариваемых актов недействительными ввиду следующего.

Доминирующее положение ОАО “НК “Роснефть“ на рынке оптовых продаж автобензинов было установлено Иркутским УФАС в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.07 г. N 447, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 17.01.07 г. N 5, Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.06 г. N 108, Приказом МАП РФ N 373 от 27.10.03 г. “О применении статей 5, 17, 18, 19 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической...“, в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта“.

Так, согласно п. 3.6.4 Регламента по установлению доминирующего положения, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основании его доли, в случае если доля хозяйствующего субъекта более 50%, дальнейшие процедуры проводить не требуется, за исключением случаев, если хозяйствующий субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанной в Законе о защите конкуренции величины доминирования, его положение на рынке не является доминирующим.

В соответствии с заключением антимонопольного органа по оценке наличия признаков доминирующего положения ОАО “НК “Роснефть“ (группы лиц) от 25.04.08 г., доля Общества на товарном рынке оптовой реализации бензина автомобильного в Иркутской области за 1-й квартал 2008 года составляет 84%.

При этом заявитель документально не опроверг установленный в размере 84% показатель доли ОАО “НК “Роснефть“ на товарном рынке оптовой реализации бензина.

Указанное заключение было подготовлено на основании материалов мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты в соответствии с Приказом ФАС России от 19.03.07 г. N 73 “Об утверждении Порядка проведения ФАС мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты“, данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (ежемесячные экспресс-информации о средних потребительских ценах (тарифах) на бензин, топливо и некоторые виды платных услуг по городам Сибири); материалов, представленных непосредственно хозяйствующими субъектами.

При определении емкости рынка (таблица N 2 заключения по оценке наличия признаков доминирующего положения) в основу положены данные, представленные участниками оптово-розничных продаж.

В соответствии с процедурой определения географических границ товарного рынка (раздел IV Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 25.04.06 г. N 108) (далее Порядок) - географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, т.е. географические границы товарного рынка определяют территорию (географическую область, регион), на которой покупатели из выделенной группы приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар.

По сути, географический рынок продавца может охватывать несколько территорий, географические границы товарного рынка, определенные по спросу (потребителем) - могут быть также определены как группой областей, краем, административным или экономическим районом, так и любой другой территорией, в отношении которой должна быть доказана экономическая возможность покупателя приобрести товар на данной территории, и отсутствие этой возможности за ее пределами.

Основными признаками единого географического рынка являются:

1) возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

- незначительность (в пределах, например, 5% от цены товара) транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

2) возможность перемещения товара (предложения) между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

- незначительность дополнительных издержек (в пределах 5% от цены товара) на транспортировку товара от продавца к покупателю;

- сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и прочее;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

При наличии сохранности уровня качества при транспортировке автобензинов, доступности транспортных средств, отсутствии административных ограничений на ввоз-вывоз автобензинов, среди указанных выше признаков безусловно основными являются: уровень транспортных затрат на перемещение товара, а также сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри географических границ рынка (пп. “б“, “в“ п. 24 Порядка).

В ходе исследования входящих и исходящих товаропотоков автомобильных бензинов за 2003 - 2007 гг., антимонопольным органом документально подтверждено, что на протяжении ряда лет ресурс местного рынка формируется в основном за счет поставок продукции, произведенной на ОАО “АНХК“ (при вывозе автобензинов порядка 60% от произведенной продукции, уровень ввоза в среднем не превосходит 10%), в силу чего уровень транспортных затрат на протяжении ряда лет является экономическим барьером, определяющим спрос региональных потребителей.

Данные мониторинга оптовых и розничных цен регионов СФО и в целом по России (ТО ФАС России), данные Росстата, свидетельствуют о не совпадающих по времени изменениях цен, отличном уровне цен, следовательно, подтверждают первоначальное определение оптового рынка в пределах Иркутской области.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее Закон о защите конкуренции) хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе, запрещается создание дискриминационных условий.

При этом ограничением конкуренции в соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Судом установлено, что покупателями нефтепродуктов, реализуемых Обществом является ЗАО “Иркутскнефтепродукт“, входящее в группу лиц ОАО “НК “Роснефть“, что подтверждается договором поставки N 0000607/1467Д от 25.05.07 г., пролонгированным до 31.12.08 г., соглашением N 1 от 29.12.07 г., а также участники тендерных торгов, проводимых ОАО “НК “Роснефть“.

Между тем условия приобретения нефтепродуктов, в том числе и автомобильных бензинов, различны для входящих в группу лиц ОАО “НК “Роснефть“ и не входящих в группу лиц. Различные условия приобретения нефтепродуктов создают конкурентные преимущества хозяйствующим субъектам входящим в группу лиц, поскольку гарантировано бесперебойное обеспечение в течение года в соответствии с бизнес-планом необходимыми объемами, по сравнению с иными участниками оптового рынка продаж автобензинов, вынужденных приобретать нефтепродукты на ежемесячных тендерных торгах.

Следует отметить, что долгосрочные договорные отношения у ОАО “НК “Роснефть“ имеются не только с юридическими лицами, входящими в группу лиц ОАО “НК “Роснефть“, но и с иными компаниями, в то время как в Положении о реализации нефтепродуктов на конкурсной (тендерной) основе, утвержденной приказом ОАО “НК “Роснефть“ N 81 от 30.05.05 г. предусмотрено, что все иные компании должны закупать нефтепродукты на тендерной основе.

Таким образом, ОАО “НК “Роснефть“ гарантируя поставки в течение года организациям, входящих в группу лиц ОАО “НК “Роснефть“, путем заключения долгосрочных договорных отношений, ставит иных хозяйствующих субъектов, не входящих в группу лиц ОАО “НК “Роснефть“, в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, тем самым, совершает действия по созданию дискриминационных условий хозяйствующим субъектам не входящим в группу лиц ОАО “НК “Роснефть“.

Другим способом реализации нефтепродуктов у ОАО “НК “Роснефть“ являются проводимые тендеры. Особенностью проведения таких тендерных торгов на поставку нефтепродуктов, в том числе автомобильного бензина, является то, что ОАО “НК “Роснефть“ не предоставляет информацию о первоначальной цене, т.е. фактически предлагает потенциальным покупателям своей продукции определить цену самостоятельно, и при оценке поданных заявок, выбирает заявку с максимальной ценой. И данный участник признается победителем тендера. Иные организации, участвующие в тендере, признаются победителями тендера при условии согласия на увеличение предложенных ими цен до максимальной цены.

Так, в ходе проведения антимонопольного расследования ОАО “НК “Роснефть“ представило протоколы распределения на конкурсной основе нефтепродуктов, предназначенных для реализации на свободном рынке за декабрь 2007 г. и март 2008 г. В данных документах представлен перечень юридических лиц, победителей тендера.

Так, согласно протоколу за декабрь 2007 года по выбору победителя по поставке бензина А-98 с Ангарской НХК, конкурсную процедуру проходили две организации, ООО “Кристалл Ойл“ предложила максимальную цену в размере 26 тыс. руб., при этом ООО “Парламент-А“ признано победителем тендера, при согласии покупателя с повышением цены до указанного в протоколе уровня - до 26 тыс. руб. и в соответствии с протоколом за март 2008 по выбору победителя по поставке бензина АИ-92 с Ангарской НХК, конкурсную процедуру проходили десять организаций, из которых ООО “Шанс-В“ предложила максимальную цену в размере 23,5 тыс. руб. за тонну с объемом 0,12 тыс. тонн - 0,76% от реализованного товара по данному лоту, при этом, остальные участники, признаны победителями тендера, при согласии покупателя с повышением цены до указанного в протоколе уровня - до 23,5 тыс. руб. Общий объем спроса по лоту составил 15,82 тыс. тонн.

Следовательно, предложенная максимальная цена становится условием договора, с которой остальные участники конкурса (тендера) вынуждены согласиться, поскольку поставка нефтепродуктов производится при согласии покупателя с повышением цены до указанного (максимального) уровня, что также указывает на дискриминацию покупателей - участников конкурса (тендера).

Кроме этого, в Положении о предварительном отборе предприятий и организаций, принимающих участие в конкурсе по реализации нефтепродуктов на свободном рынке, утвержденном приказом ОАО “НК “Роснефть“ N 231 от 22.11.05 г., в Положении о реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке на конкурсной (тендерной) основе, утвержденная приказом N 81 от 30.05.05 г., предусмотрено, что победителем тендера признается претендент, предложивший наибольшую цену, при этом, предложенная цена должна удовлетворять двум условиям, разница между минимальной и максимальной ценой предложения не более 20% и цена, должна соответствовать рыночному уровню цен. В случае если предложенная цена, не соответствует рыночному уровню цен, реализация нефтепродуктов осуществляется по цене, установленной решением ценового комитета ОАО “НК “Роснефть“.

Таким образом, происходит дискриминация потенциальных покупателей, так как участники конкурсных торгов (тендеров), направляя свое предложение ОАО “НК “Роснефть“ с указанием цены, рассчитанной с учетом возможности сбыта (спроса) на соответствующем рынке, вынуждены приобретать его по цене, рассчитанной на иные условия сбыта (спроса).

Также по существу конкурсные торги (тендеры) предполагают состязательность контрагентов, при которой резко повышается конкуренция. В установленной ОАО “НК “Роснефть“ процедуре по распределению нефтепродуктов (тендере) участники дискриминируются и лишаются состязательности и как следствие ограничивается конкуренция.

Следовательно, введение товара в оптовый оборот способом ежемесячных конкурсных (тендерных) торгов имеет признаки злоупотребления ОАО “НК “Роснефть“ своим доминирующим положением, имеющим своим результатом ограничение конкуренции на рынке оптово-розничных продаж, путем создания дискриминационных условий оптово-розничным продавцам при приобретении нефтепродуктов (автобензинов) непосредственно на торгах.

Таким образом, действия ОАО “НК “Роснефть“, занимающего доминирующее положение на рынке оптовой продажи нефтепродуктов (автобензинов), содержат нарушения требований п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в разделении покупателей по способу участия в оптовых покупках на товарном рынке автобензинов, дискриминация покупателей - участников тендера, результатом которых может и является ограничение конкуренции в виде создания дискриминационных условий доступа на товарный рынок оптовой продажи нефтепродуктов.

Согласно ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 г. N 30 “О некоторых вопросах возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства“, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 5 и ч. 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять доказательства того, что его действия указанные в ч. 1 ст. 10 могут быть признаны допустимыми, или в случае несогласия хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим вправе представлять в антимонопольный орган или суд доказательства иного.

Однако заявителем в суд не представлено документально подтвержденных расчетов доли Общества на рынке оптовых продаж автобензинов Иркутской области, свидетельствующих о том, что положение Общества не может быть признано доминирующим.

Кроме того, Общество не опровергло приведенные УФАС России по Иркутской области в заключении от 25.04.08 г. цифровые показатели, свидетельствующие о наличии признаков доминирующего положения ОАО “НК “Роснефть“ на товарном рынке оптовой продажи бензина автомобильного.

Прокуратура Иркутской области поддержала доводы УФАС России по Иркутской области и высказала свое мнение о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований Общества не имеется.

Нарушений требований законодательства при вынесении УФАС России по Иркутской области оспариваемого решения и предписания судом не установлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования о признании недействительными решения и предписания УФАС России по Иркутской области от 25.07.08 г. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании недействительными решения от 25.07.08 г. N 555, предписания от 25.07.08 г. N 51, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

Е.В.ДМИТРИЕНКО