Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2008 N 43-Г08-5 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 18.12.2007, которым заявление в части признания недействующим п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 N 155, в части слов “пенсионное удостоверение“ в отношении реабилитированных лиц удовлетворено; в остальной части это же решение суда отменено и производство по делу прекращено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. N 43-Г08-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Б. Хаменкова,

судей Г.В. Макарова и Л.В. Борисовой

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2007 года, которым удовлетворено заявление Б. о признании недействующим со дня принятия пункта 5 Положения о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями
СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2004 года N 155, в части слов “пенсионное удостоверение“ в отношении реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2004 года N 155 “О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ утверждено Положение о порядке и условиях предоставления указанным выше лицам ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что к заявлению об установлении ежемесячной денежной выплаты должны быть приложены следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

удостоверение и (или) иные документы, подтверждающие право гражданина на получение ежемесячной денежной выплаты;

пенсионное удостоверение;

при наличии права на получение ежемесячной денежной выплаты, финансирование которой осуществляется из федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, - справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием, что ежемесячную денежную выплату по другим основаниям гражданин не получает.

Документы могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.

Б. обратился в
суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 Положения в части слов “пенсионное удостоверение“. В обоснование требований ссылался на то, что федеральное законодательство право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на получение мер социальной поддержки не связывает с наличием у них статуса пенсионера. По мнению заявителя, оспариваемый пункт ограничивает его, как реабилитированного лица, право на получение ежемесячной денежной выплаты, поскольку он пенсионером не является.

Решением суда от 18 декабря 2007 года заявление Б. удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда в части признания оспариваемых положений недействующими в отношении реабилитированных лиц, является правильным, в отношении лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, - подлежащим отмене с прекращением производства по делу.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессии отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом 7 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря
2004 года N 89-РЗ “Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике“ предусмотрено, что Правительство Удмуртской Республики устанавливает порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, включая размер ежемесячной денежной выплаты, ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к правильному выводу о том, что согласно указанной выше статье 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ право реабилитированных лиц на получение от государства мер социальной поддержки обусловлено исключительно фактом применения к ним различных мер принуждения, применяемых государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Такое право, кроме статуса жертвы политических репрессий, не поставлено в зависимость от каких-либо иных факторов: получение пенсии, достижение определенного возраста и т.д.

Следовательно, указание в оспариваемом пункте Положения на необходимость представления реабилитированным лицом пенсионного удостоверения сужает установленный Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, что выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.

Ссылка в кассационной
жалобе на пункт 7 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года N 89-РЗ “Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике“, согласно которому порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Удмуртской Республики, проверялась судом и правомерно признана им необоснованной.

Указанная норма предусматривает возможность установления порядка и условий предоставления мер социальной поддержки имеющим на это право реабилитированным лицам, но не условий ограничения их прав.

При таких обстоятельствах решение суда о признании недействующим пункта 5 Положения в части слов “пенсионное удостоверение“ в отношении реабилитированных лиц следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда в указанной части.

Согласно статье 2.1 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Признавая недействующей ту же норму и в отношении лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, суд не учел, что заявитель Б., являясь реабилитированным лицом, в силу статьи 46 ГПК РФ был не вправе обращаться в суд в защиту интересов других лиц либо неопределенного круга лиц, что оспоренные им положения в отношении лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, его прав, прав реабилитированного лица, не затрагивают.

В соответствии со статьей 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке
гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

В связи с этим решение суда в указанной части на основании статьи 365 ГПК РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 и 365 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2007 года в части признания недействующим со дня принятия пункта 5 Положения о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2004 года N 155, в части слов “пенсионное удостоверение“ в отношении реабилитированных лиц оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.

В остальной части это же решение суда отменить и производство по делу прекратить.

Председательствующий

В.Б.ХАМЕНКОВ

Судьи

Г.В.МАКАРОВ

Л.В.БОРИСОВА