Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2008 по делу N А19-9891/08-55 Исковые требования о признании права собственности на земельный участок удовлетворены, поскольку ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о том, что земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или на данный земельный участок установлен запрет на приватизацию.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. по делу N А19-9891/08-55

Резолютивная часть решения оглашена 24.11.08

Полный текст решения изготовлен 24.11.08

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Габескирия, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью “Турбаза Прибайкальская“

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области

третьи лица:

Администрация Иркутского района в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и управлению муниципальным имуществом,

Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области,

Управление Федеральной регистрационной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области,

Государственное учреждение “Прибайкальский национальный парк“,

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области

о признании права собственности на земельный участок

при участии в заседании:



от истца - Гнатко Д.С. (доверенность от 26.05.08)

от ответчика - не явились

от третьих лиц:

от Администрации Иркутского района - не явились

от Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области - не явились

от Управления Федеральной регистрационной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области - не явились

от Государственного учреждения “Прибайкальский национальный парк“ - Диреведмидь Е.О. (доверенность от 26.09.08)

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области - не явились

установил:

иск заявлен о признании за Обществом с ограниченной ответственностью “Турбаза Прибайкальская“ права собственности на земельный участок площадью 1,8819 га, с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева).

Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области определение от 30.10.08 получило 05.11.08, однако, представителя в судебное заседание не направило, в поступившем в суд 11.09.08 отзыве от 05.09.08 N 13-28514 иск не признало, ссылаясь на то, что названный земельный участок предоставлен из земель особо охраняемых территорий, включен в территорию национального парка как земли лесного фонда, которые, в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, изъяты из оборота.

Кроме того, Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области указало на то, что оно не является надлежащим ответчиком по делу.

Определением от 04.09.08 ответчик по делу - Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области определение от 30.10.08 получило 01.11.08, однако, указанные в названном определении документы не представило, представителя в судебное заседание не направило, в поступившем в суд 24.11.08 посредством факсимильной связи отзыве от 24.11.08 б/н иск не признало, ссылаясь на то, что границы Прибайкальского национального парка до настоящего времени не уточнены, а также на то, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о том, вошел ли спорный земельный участок в состав Прибайкальского национального парка.

Администрация Иркутского района определение от 30.10.08 получила 05.11.08, однако, представителя в судебное заседание не направила, в поступившем в суд 02.10.08 отзыве, поддерживая заявленное требование, пояснила, что нахождение спорного земельного участка на землях особо охраняемых природных территорий не является препятствием для передачи земельного участка в собственность юридическому лицу в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в поступившем в суд 30.10.08 письме, ссылаясь на занятость представителя в ином судебном процессе, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.



Управление Федеральной регистрационной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области определение от 30.10.08 получили 05.11.08, однако, представителей в судебное заседание не направили.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области письменный отзыв на иск не представило.

Государственное учреждение “Прибайкальский национальный парк“, поддерживая заявленное требование, ссылается на то, что, в соответствии с проектом территориального землеустройства ГУ “Прибайкальский национальный парк“, утвержденным 27.02.07 начальником территориального отдела по Иркутскому району Управления Роснедвижимости по Иркутской области, планом обособленного (условного) земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:0238 (Б)/16, земельный участок с кадастровым номером 38:06:030962:0014 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 38:06:0:0238 (Б)/16, не находится в постоянном (бессрочном) пользовании национального парка и не относится к землям лесного фонда.

Кроме того, Государственное учреждение “Прибайкальский национальный парк“ указало на то, что признание за Обществом с ограниченной ответственностью “Турбаза Прибайкальская“ права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:030962:0014 не нарушит интересы национального парка.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, Администрации Иркутского района, Управления Федеральной регистрационной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области.

Выслушав представителей Общества с ограниченной ответственностью “Турбаза Прибайкальская“ и Государственного учреждения “Прибайкальский национальный парк“ и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование требования о признании права собственности на земельный участок площадью 1,8819 га, с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева), истец ссылается на то, что государственная регистрация договора купли-продажи от 26.12.03 N 724 названного земельного участка и последующего перехода права собственности к ООО “Турбаза Прибайкальская“ на этот земельный участок, ГУ ФРС по Иркутской области и УОБАО прекращена, в связи с тем, что данный земельный участок включен в территорию национального парка как земли лесного фонда, которые изъяты из оборота.

В соответствии с пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Общие правила оборота земельных участков установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии со ст. 129 которого, земельные участки могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Перечень земельных участков, нахождение которых в обороте не допускается (изъятые из оборота), и земельных участков, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ограниченно оборотоспособные) указан в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. п. 2 и 3 которой, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с пп. 1 п. 4 названной статьи, из оборота изъяты земельные участки, занятые, в том числе, государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

К землям особо охраняемых природных территорий, согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской федерации, относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, в соответствии с п. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Согласно пп. “г“ п. 1 ст. 15 Закона “Об особо охраняемых природных территориях“, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта.

Из положений названных норм права следует, что к категории земель особо охраняемых территорий и объектов относятся, в том числе, национальные парки, на территории которых могут быть выделены рекреационные зоны, в которые входят земельные участки с расположенными на них, в том числе, туристическими базами.

По результатам проведенного ГУ “Прибайкальский национальный парк“ открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение землеустроительных работ для целей постановки на государственный кадастровый учет и оформления права землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га, ГУ “Прибайкальский национальный парк“ заключен с ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ государственный контракт от 24.11.06 N 1 на проведение землеустроительных работ, постановку на кадастровый учет и оформление прав землепользования на земельный участок ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в границах Листвянского и Большереченского лесничеств на общей площади 73708 га.

Данные представленного ГУ “Прибайкальский национальный парк“ в материалы дела плана обособленного (условного) земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:0238(Б)/16, отнесенного, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, к категории земель особо охраняемых природных территорий, свидетельствуют о том, что названный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 38:06:030962:0014, предоставленному постановлением главы Иркутского района от 06.10.03 N 2883 в собственность ООО “Турбаза Прибайкальская“.

Названные обстоятельства также указаны в отзыве ГУ “Прибайкальский национальный парк“ от 27.10.08 N 460.

Кроме того, ГУ “Прибайкальский национальный парк“ указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:030962:0014 не находится в постоянном (бессрочном) пользовании национального парка и не относится к землям лесного фонда.

При указанных обстоятельствах, ссылка ответчика на то, что границы Прибайкальского национального парка до настоящего времени не уточнены, а также на то, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о том, вошел ли спорный земельный участок в состав Прибайкальского национального парка, не может быть принята во внимание, как не соответствующая фактическим обстоятельствам дела.

Согласно п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 г. N 1249 “О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий“, официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения, является государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок площадью 1,8819 га, с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева), в установленном порядке включен в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Основания приобретения права собственности указаны в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. 2 которой, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Согласно п. 4 названной статьи, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

На основании п. 2 ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Постановлением главы Иркутского района от 06.10.03 N 2883 “О предоставлении прав собственности на земельный участок ООО “Турбаза Прибайкальская“ для базы отдыха“ прекращено право постоянного (бессрочного) пользования турбазы “Прибайкальская“ Иркутского областного совета по туризму и экскурсиям земельным участком площадью 1,93 га из земель особо охраняемых территорий и объектов (земли рекреационного назначения), расположенного в Иркутском районе, на 61 км Байкальского тракта (слева), предоставленного решением Иркутского районного Совета народных депутатов от 25.12.1990 г. N 4081.1 и удостоверенное государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования землей А-1 N 391781 от 08.01.1990 г.

Кроме того, названным постановлением указанный земельный участок предоставлен ООО “Турбаза Прибайкальская“ в собственность за плату, с разрешенным использованием - для базы отдыха.

Постановлением главы Иркутского района от 04.12.03 N 3602 внесены изменения в п. п. 1 и 2 постановления главы Иркутского района от 06.10.03 N 2883 в части площади земельного участка, которую следует считать 1,8819 га.

На основании указанных постановлений Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и управлению муниципальным имуществом Иркутского района заключен с ООО “Турбаза Прибайкальская“ договор купли-продажи от 26.12.03 N 724 земельного участка общей площадью 1,8819 га, с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенного в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева).

Учитывая, что ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева), изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или на данный земельный участок установлен запрет на приватизацию, следует признать, что принятое в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, ст. ст. 28 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление главы Иркутского района от 06.10.03 N 2883 “О предоставлении прав собственности на земельный участок ООО “Турбаза Прибайкальская“ для базы отдыха“, не нарушает права Российской Федерации на пользование и распоряжение этим земельным участком.

Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО “Турбаза Прибайкальская“, заключив с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и управлению муниципальным имуществом Иркутского района договор купли-продажи от 26.12.03 N 724 земельного участка с кадастровым номером 38:06:030962:0014, приобрело право собственности на указанный земельный участок по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, ст. ст. 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, заявленное ООО “Турбаза Прибайкальская“ требование о признании права собственности на земельный участок площадью 1,8819 га, с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева), подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать за Обществом с ограниченной ответственностью фирмой “Турбаза Прибайкальская“ право собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:030962:0014, расположенный в Иркутской области, Иркутском районе, 61 км Байкальского тракта (слева), площадью 1,8819 га.

Судья

С.Н.АНТОНОВА