Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.11.2008 по делу N А19-11915/08-36 Требования о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в непринятии решения по заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей удовлетворены, поскольку письмо носит лишь информационный характер и решением таможенного органа не является.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 ноября 2008 г. по делу N А19-11915/08-36

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Алика“

к Иркутской таможне

об оспаривании бездействия таможенного органа

при участии в заседании:

от заявителя - 1) Михно Е.В. - представитель по доверенности б/н от 16.07.2008 г.;

2) Калабин А.Г. - представитель по доверенности б/н от 04.08.2008 г.;

от ответчика: 1) Дружинина Н.А. - представитель по доверенности N 3 от 10.01.2008 г.

2) Федоренко Д.В. - представитель по доверенности N 97 от 10.11.2008 г.



установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Алика“ (далее - заявитель, общество, ООО “Алика“) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным бездействия Иркутской таможни (далее - таможенный орган, ответчик), выразившегося в непринятии решения по заявлению Общества от 29.05.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 171 730 руб. 21 коп. по грузовой таможенной декларации N 10607040/221206/0014925 и обязании Иркутской таможни рассмотреть по существу заявление Общества и принять по нему решение.

Представители заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержали, в качестве основания признания незаконным бездействия ответчика указали на непринятие таможенным органом решения по заявлению Общества от 29.05.2008 г. о возврате таможенных платежей.

Представители таможенного органа требование заявителя не признали, указали, что по результатам рассмотрения заявления Общества было принято и направлено Обществу решение об отказе в возврате таможенных платежей, бездействия со стороны Иркутской таможни допущено не было.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 10.11.2008 до 10 час. 30 мин. 14.11.2008.

Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, и, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, обществом было проведено таможенное оформление ввозимых бытовых холодильников-морозильников торговой марки “Samsung“ моделей RL33EAMS, RL33EASW, RL33EBMS, RL33EBSW по ГТД N 10607040/221206/0014925.

Полагая, что фактические объемы холодильников не соответствуют сведениям, указанным в инструкции пользователя, общество обратилось в ФГУ “Ростест-Москва“, являющееся аккредитованным испытательным центром, для проведения испытаний с целью определения объемов ввезенных холодильников.

В результате проведенных испытаний было установлено, что фактические объемы четырех представленных на испытания образцов холодильников меньше объемов, указанных в инструкциях пользователей, прилагаемых к холодильникам.

Заявитель полагая, что в результате неправильного определения объемов холодильников при их таможенном оформлении, обществом было ошибочно уплачено 171 730 руб. 21 коп. таможенных платежей, обратился 29.05.2008 г. в Иркутскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10607040/221206/0014925.

В ответ на заявление общества таможенный орган направил письмо от 18.06.2008 г. N 15-51/7740 “О предоставлении информации“, из которого следует, что возврат денежных средств возможен после корректировки данных, содержащихся в ГТД N 10607040/221206/0014925. По мнению таможенного органа, указанное письмо является решением об отказе в возврате излишне уплаченных платежей.

ООО “Алика“, полагая, что письмо от 18.06.2008 г. N 15-51/7740 “О предоставлении информации“ носит информационный характер, не является решением об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и бездействием ответчика, выразившимся в непринятии решения по заявлению общества, нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.



Порядок возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов урегулирован статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).

В соответствии с пунктом 4 данной нормы возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате взысканных таможенных пошлин не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Пунктом 16.14 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 г. N 647-р установлено, что, если при рассмотрении заявления плательщика не выявлены факты излишней уплаты, таможенным органом выносится решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.

Как видно из материалов дела общество обратилось в Иркутскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10607040/221206/0014925 29.05.2008 г.

В ответ на заявление обществом было получено информационное письмо от 18.06.2008 г. N 15-51/7740.

Суд находит доводы ответчика, о том, что указанное письмо является решением об отказе в возврате излишне уплаченных платежей, несостоятельным ввиду следующего.

Решение таможенного органа является ненормативным актом, т.е. односторонним актом индивидуального характера, содержащим властные предписания обязательные для исполнения.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Из информационного письма таможенного органа от 18.06.2008 г. N 15-51/7740 следует, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей возможен только после корректировки данных, содержащихся в ГТД. В этом же письме указано, что основания для корректировки отсутствуют.

Таким образом, из анализа указанного письма однозначного вывода об отказе в возврате таможенных платежей не следует. Письмо таможенного органа от 18.06.2008 г. N 15-51/7740 носит лишь информационный разъяснительный характер, в связи, с чем не может быть оценено, как ненормативный правовой акт - решение таможенного органа.

Довод таможенного органа о том, что законодательством не предусмотрена специальная форма решения об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, как это установлено в случае вынесения решения о возврате таможенных платежей, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 16.14 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 г. N 647-р установлено, что если при рассмотрении заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным органом не выявлены факты излишней уплаты или излишнего взыскания, таможенным органом выносится мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

По мнению суда, письмо таможенного органа от 18.06.2008 г. N 15-51/7740 нельзя оценить как мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, поскольку оно носит информативный характер, а мотивированное решение по заявлению общества от 29.05.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 171 730 руб. 21 коп. по грузовой таможенной декларации N 10607040/221206/0014925 таможенным органом не принималось и решение по существу не рассматривалось.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании бездействия незаконным, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что бездействие таможенного органа, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества от 29.05.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 171 730 руб. 21 коп. по грузовой таможенной декларации N 10607040/221206/0014925 не соответствует требованиям статьи 355 ТК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная обществом при обращении в арбитражный суд по платежному поручению от 29.08.2008 N 982, подлежит взысканию с таможенного органа в пользу заявителя в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Иркутской таможни, выразившееся в непринятии решения по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Алика“ от 29.05.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 171 730 руб. 21 коп. по грузовой таможенной декларации N 10607040/221206/0014925, как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Обязать Иркутскую таможню принять решение по существу заявления Общества с ограниченной ответственностью “Алика“ от 29.05.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 171 730 руб. 21 коп. по грузовой таможенной декларации N 10607040/221206/0014925 в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Иркутской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Алика“ расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.И.САМОЙЛОВА