Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.11.2008 по делу N А19-8625/08-14 Иск о признании незаконными действий по самовольному занятию и использованию лесного участка удовлетворен, поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие заключение, государственную регистрацию договора аренды участка лесного фонда для строительства закусочной и осуществления такого рода деятельности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2008 г. по делу N А19-8625/08-14
Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2008.
Полный текст решения изготовлен 17.11.2008.
Арбитражный суд Иркутской области в составе
судьи Ушаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ольхонскому лесничеству
к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
об освобождении земельного участка и сносе незаконно возведенной постройки
при участии в заседании:
от истца: Балаболин С.В. - дов. N 1 от 01.10.08,
от ответчика: не присутствовал (ув. от 23.10.08);
установил:
Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ольхонскому лесничеству заявлено:
- о признании действий ответчика по самовольному занятию и использованию лесного участка незаконным:
- об обязании ИП Романовой Л.Г. освободить за свой счет самовольно занятый участок общей площадью 0,07 га, расположенный в квартале 66 выделе 6 на границе Баяндаевского и Ольхонского районов Иркутской области путем сноса самовольно возведенной постройки кафе “Граница“ и подсобных строений;
- об обязании ответчика привести самовольно занятый участок лесного фонда в состояние имевшее место до осуществления на нем хозяйственной деятельности.
24.09.08 в порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования (л.д. 42 - 43) и просил обязать ИП Романову Л.Г. освободить за свой счет самовольно занятый лесной участок общей площадью 0,07 га, расположенный в квартале 66 выделе 6 на границе Баяндаевского и Ольхонского районов Иркутской области путем сноса самовольно возведенной постройки кафе “Граница“ и подсобных строений.
10.11.08 в порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования (л.д. 42 - 43) и просил обязать ИП Романову Л.Г. освободить участок лесного фонда, площадью 0,07 га, расположенный в квартале 66 выделе 6 Косостепского лесничества на границе Баяндаевского и Ольхонского районов Иркутской области путем сноса самовольно возведенной постройки - закусочная “Граница“, расположенной в Ольхонском районе 23 км автодороги Баяндай - Еланцы, кадастровый номер 38:13:000000:0000:25:230:001:010091, площадью 105,7 кв.м, согласно, техпаспорту от 01.02.08.
Ответчик с иском не согласен, в отзыве на иск от 24.10.08 (л.д. 59 - 60) указал, что доводы ответчика по поводу самовольного занятия участка лесного фонда не соответствуют действительности, в связи с тем, что ИП Романова Л.Г. выиграла лесной конкурс на право заключения договора аренды участка лесного фонда. 27.11.06 ФГУ “Ольхонский лесхоз“ и ИП Романова Л.Г. заключили договор аренды участка лесного фонда N 3. Договор аренды в УФРС Иркутской области не регистрировался.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Положением о Территориальном управлении агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ольхонскому району предусмотрено, что Территориальное управление обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде (п. 4 ч. 1 Положения). Согласно ч. ч. 2, 3 Положения на Территориальное управление возложены функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением лесного законодательства.
Согласно ч. 2, п. п. 2, 3, 8 ч. 3 ст. 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
08.01.02 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, находящийся в границах территории государственного учреждения Ольхонский лесхоз, площадью 442797,0 кв.м, кадастровый номер 38:36:000000:00:01.
В силу п. 10 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Из материалов дела следует, 27.11.06 ФГУ “Ольхонский лесхоз“ (Арендодатель) и ИП Романова Л.Г. (Арендатор) подписали договор аренды участка лесного фонда N 3, согласно которому, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с 27.11.06 по 26.11.31 года участок лесного фонда, указанный в п. 1.2 Договора для культурно-оздоровительных целей (п. 1.1 Договора). Характеристика участка лесного фонда: местонахождение: на территории Ольхонского района Иркутской области, в лесном фонде ФГУ “Ольхонский лесхоз“ в лесах 1 группы Косостепского лесничества в квартале 66, выделе 6, общей площадью 0,07 га (п. 1.2 Договора).
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.
В соответствии с п. 2 ст. 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В связи с тем, что договор аренды участка лесного фонда заключен на срок более одного года, в силу п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 1 ст. 25, п. 2 ст. 26 ЗК РФ подлежал государственной регистрации.
В силу п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В отзыве на иск от 24.10.08 (л.д. 59 - 60) ответчик указал, что договор аренды участка лесного фонда N 3 от 27.11.06 не зарегистрирован в УФРС по Иркутской области.
Из представленного письма УФРС от 20.12.07 следует, что договор N 3 от 27.11.06 представленный на государственную регистрацию ответчиком не был зарегистрирован, в связи с тем, что он не прошел государственный кадастровый учет (л.д. 67).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что договор аренды участка лесного фонда N 3 от 27.11.06 не заключен и в силу ст. ст. 307, 420 ГК РФ, и не порождают взаимных прав и обязанностей для сторон.
Согласно ч. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ использование лесов может быть следующих видов осуществление рекреационной деятельности.
Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (ч. 1 ст. 41 ЛК РФ).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (ч. 2 ст. 41 ЛК РФ).
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ).
05.09.07 заместителем старшего государственного лесного инспектора проведена проверка соблюдения лесного законодательства, которой установлено, что ИП Романова Л.Г. незаконно использует земельный участок, в связи с тем что договор аренды не зарегистрирован, возвела строения на указанном земельном участке с целью рекреационной деятельности (л.д. 23).
В адрес ИП Романовой Л.Г. вынесено предписание ее обязали убрать возведенные постройки в квартале 66, выделе 5 Косостепского лесничества на участке лесного фонда общей площадью 0,07 га. Срок для исполнения установлен до 06.12.07.
Актом N 1 от 09.01.08 проведения проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что требования предписания ИП Романовой Л.Г. на момент проверки не выполнены. Самовольно возведенная постройка не снесена. Земельный участок используется ИП Романовой Л.Г. в рекреационных целях.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что в судебные заседания не представлены доказательства, подтверждающие заключение, государственную регистрацию договора аренды участка лесного фонда, для строительства закусочной и осуществление такого рода деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 СНиП 3.01.01-85 строительство каждого объекта допускается осуществлять только на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в проекте организации строительства и проектах производства работ. До начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.
В материалы дела указанные разрешения ответчиком не представлены, земельный участок в установленном законом порядке для осуществления строительства закусочной не предоставлялся.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, нежилое строение возведенное ИП Романовой Л.Г., является самовольной постройкой.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
При таких обстоятельствах, требование истца об освобождении участка лесного фонда и о сносе самовольно возведенного ответчиком объекта недвижимости, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины, согласно ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета РФ, в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
иск удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (08.10.61 г.р., м.р. п. Хужир, Ольхонского района, Иркутской области) освободить участок лесного фонда, площадью 0,07 га, расположенный в квартале 66 выделе 6 Косостепского лесничества на границе Баяндаевского и Ольхонского районов Иркутской области путем сноса самовольно возведенной постройки - закусочная “Граница“, расположенной в Ольхонском районе 23 км автодороги Баяндай - Еланцы, кадастровый номер 38:13:000000:0000:25:230:001:010091, площадью 105,7 кв.м, согласно, техпаспорту от 01.02.08.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (08.10.61 г.р., м.р. п. Хужир, Ольхонского района, Иркутской области) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья
О.В.УШАКОВА