Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.11.2008 по делу N А19-6911/08-55 В удовлетворении требований о признании недействительным постановления мэра о предварительном согласовании места размещения торгово-складского комплекса в части земельного участка отказано, поскольку доказательства о нарушении прав и законных интересов принятием оспариваемого постановления ответчиком не представлены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2008 г. по делу N А19-6911/08-55

Резолютивная часть решения оглашена 05.11.08

Полный текст решения изготовлен 05.11.08

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Габескирия, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Автостоянка СТО ГАЗ“

к Администрации города Иркутска

третьи лица - Общество с ограниченной ответственностью “Респект“, Агентство имущественных отношений Иркутской области, ООО “АвтоГАЗтехобслуживание“

о признании недействительным постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6

при участии в заседании:

от заявителя - директор Федосеева Е.А. (
от ответчика - Котин Е.И. (доверенность от 23.09.08 N 059-72-343/8)

от третьих лиц:

от Общества с ограниченной ответственностью “Респект“ - Рузавин Ю.А. (доверенность от 01.06.08)

от Агентства имущественных отношений Иркутской области - Сажин А.С. (доверенность от 28.08.08 N 11-3555/1и)

от ООО “АвтоГАЗтехобслуживание“ - Федосеева Е.А. (доверенность от 30.12.07)



В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 05.11.08.

установил:

ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ заявлено требование о признании недействительным постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“.

Ответчик заявленное требование не признал, ссылаясь на то, что ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ не является пользователем земельного участка, в судебном заседании, состоявшемся 05.11.08, заявил о пропуске предусмотренного ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для подачи заявления.

ООО “Респект“ письменный отзыв не представило, присутствовавший в судебном заседании, состоявшемся 19.08.08, его представитель, заявляя возражения в отношении заявленного требования, сослался на законность оспариваемого постановления и отсутствие у заявителя права собственности на находящиеся на спорном земельном участке объекты недвижимости.

Агентство имущественных отношений Иркутской области, возражая в отношении заявленного требования, ссылается на то, что Администрация г. Иркутска распорядилась спорным земельным участком правомерно.

ООО “АвтоГАЗтехобслуживание“ письменный отзыв на иск не представило, присутствовавший в судебном заседании, состоявшемся 05.11.08, его представитель, поддерживая заявленное требование, пояснил, что земельный участок находится в собственности Иркутской области, а принятые ранее судебные решения по делам N А19-8520/06-19-7 и А19-499/07-14-48 не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.

В судебном заседании, состоявшемся 08.10.08, ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ уточнило заявленное требование, потребовав признать недействительным постановление мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“ в части земельного участка площадью 10697 кв.м.

Выслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленного требования ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ ссылается на то, что принятое мэром г. Иркутска постановление от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“ не соответствует п. п. 3 и 4 ст. 31, ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, п. п. 2.4, 2.5 утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 14.06.04 N 003-20-440548/4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов, ст. ст. 5, 10, 12, 14 Положения о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов, т. к. изданием названного постановления нарушено право пользования ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ земельным участком площадью 10697 кв.м, расположенным в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“.

Кроме того, заявитель указывает на то, что оспариваемое постановление, в нарушение ст. 29, п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, принято органом местного самоуправления, не уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, т.к. названный земельный участок является областной государственной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность, однако, данное Постановление не регулирует вопросы разграничения собственности на земельные участки.

Согласно п. 1 Решения Малого Совета Иркутского областного СНД N 5/3-мс от 27.01.1992 г. “О передаче в областную и муниципальную собственность объектов федерального имущества“, до принятия соответствующих законов Российской Федерации считать областной собственностью землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту Закон N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности“ имеет дату 17.07.2001, а не 17.01.2001.



Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) были определены Законом от 17.01.01 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности“, согласно ст. 2 которого, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона от 17.04.06 N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ“ Закон от 17.01.01 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности“ признан утратившим силу.

В соответствии с п. 1 ст. 2 подписанного Правительством Российской Федерации с Администрацией Иркутской области соглашения от 27.05.1996 г. о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области, в федеральной собственности могут находиться участки недр, имеющие статус объектов федерального значения; земельные участки, необходимые для федеральных энергетических и космических систем, объектов ядерной энергетики, ядерных установок, пунктов хранения радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, радиационных источников и пунктов хранения радиоактивных веществ, не содержащих ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности; функционирования объектов федерального железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного, автомобильного транспорта, федеральных автомобильных дорог; федеральных систем информации и связи, метеорологической службы; обеспечения обороны и безопасности страны, оборонного производства, производства ядовитых и наркотических средств; федеральных племенных и конных заводов и совхозов, селекционных гибридных центров, государственных федеральных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций, предприятий и хозяйств по производству ценных анадромных видов рыб и других федеральных сельскохозяйственных предприятий, организаций ветеринарной службы, учебно-опытных и опытно-производственных хозяйств, станций по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, проектно-изыскательских станций защиты растений, машинно-испытательных станций, лабораторий стандартизации и метрологии, федеральных учреждений профессионального образования, федеральных предприятий (учреждений) по мелиорации и водному хозяйству; государственных природных заповедников и национальных парков, а также государственных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, водоохранных зон водных объектов, отнесенных к особо охраняемым природным территориям федерального значения; объектов историко-культурного и природного наследия, находящихся в федеральной собственности; земли лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации; земли, занятые водными объектами, находящимися в собственности Российской Федерации; земли федерального запаса.

Согласно п. 2 ст. 2 названного Закона, земли в пределах территории Иркутской области, не отнесенные пунктом 1 настоящей статьи к федеральным землям, за исключением земель, находящихся в частной и иных формах собственности, являются землями, находящимися в государственной собственности Иркутской области.

В соответствии со ст. 1 подписанного Правительством Российской Федерации с Администрацией Иркутской области соглашения от 06.07.02 “О прекращении действия соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Правительством Российской Федерации и Администрацией Иркутской области“, прекращают свое действие со дня вступления в силу настоящего Соглашения перечисленные в названной статье соглашения, в том числе, соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области.

Согласно ст. 2 соглашения от 06.07.02, настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

В соответствии с действующим на момент принятия оспариваемого постановления п. 10 ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 31.12.05), до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о разграничении права государственной собственности на земельный участок площадью 10697 кв.м, расположенный в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“, в порядке, предусмотренном Законом от 17.01.01 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности“, ссылка ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ на то, что Администрация г. Иркутска не является органом, уполномоченным на распоряжение названным земельным участком, необоснованна.

Ссылка заявителя на то, что право государственной областной собственности на указанный земельный участок возникло с момента принятия Решения Малого Совета Иркутского областного СНД N 5/3-мс от 27.01.1992 г. не может быть принята во внимание, т.к., земля, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир, в соответствии с п. 1 названного решения, считались областной собственностью до принятия Закона от 17.01.01 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности“, утратившего силу, в связи с принятием Закона от 17.04.06 N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс РФ“, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Кроме того, факт наличия у Администрации г. Иркутска полномочий на распоряжение названным выше земельным участком установлен в ходе рассмотрения дела N А19-449/07-14-48.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При этом, согласно п. 3 названной статьи, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду, в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно п. 8 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с п. 6 названной статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Согласно п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

На основании п. 2 названной статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Решением городской Думы г. Иркутска от 14.06.04 N 003-20-440548/4 утвержден порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска:, в том числе, порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов (Приложение N 6), согласно п. 2.4 которого, в предварительном согласовании места размещения объекта, выборе земельного участка обязательное участие принимают:

- Комитет по городскому обустройству администрации г. Иркутска (председатель Комитета, заместитель председателя Комитета по городскому обустройству по строительству, архитектуре и инновационным проектам, начальник Управления архитектуры г. Иркутска);

- государственный орган охраны объектов культурного наследия Иркутской области;

- Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в г. Иркутске;

- Государственная противопожарная служба по Иркутской области;

- территориальный орган Министерства природных ресурсов РФ (в соответствии с компетенцией);

- отдел охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска;

- Комитет по управлению соответствующим округом администрации г. Иркутска;

- иные организации, заинтересованные в предоставлении земельного участка, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы.

Результаты обследования оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях - и для установления его охранной и санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются картографические материалы, материалы согласований и экспертиз, а также проект границ земельного участка.

В соответствии с п. п. 2.5, 2.5.1 и 2.5.2 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов, Управление архитектуры г. Иркутска: направляет в Информационно-аналитическое управление администрации г. Иркутска информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта, которая подлежит опубликованию в газете “Иркутск“.

На основании материалов предварительного согласования места размещения объекта готовит проект постановления мэра г. Иркутска о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт о выборе земельного участка и проект границ земельного участка.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 50 Земельного кодекса РФ пункты отсутствуют, имеется в виду подпункт 1 пункта 5 статьи 30.

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 50, п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в поступившем в Администрацию г. Иркутска 25.08.05 заявлении от 25.08.05 N 27 ООО “Респект“ заявило о предоставлении земельного участка площадью около 10 га, с предполагаемым местом размещения в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Розы Люксембург, поворот на металлобазу, напротив складского комплекса по адресу - ул. Розы Люксембург, 198, для размещения торгово-складского комплекса.

В соответствии с п. 5 ст. 30, п. п. 5 и 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“ утвержден проект границ (приложение N 1) и акт выбора земельного участка (приложение N 2) площадью 22591 кв.м, расположенного в Ленинском районе, по ул. Розы Люксембург.

Кроме того, постановлением мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75-6 ООО “Респект“ согласовано место размещения торгово-складского комплекса на указанном земельном участке.

В соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2.4. утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 14.06.04 N 003-20-440548/4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов (Приложение N 6), место размещения торгово-складского комплекса на земельном участке площадью 22591 кв.м согласовано с Комитетом по городскому обустройству по архитектуре, строительству и инновационным проектам, с Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска, с Главным архитектором г. Иркутска, с Комитетом по охране объектов культурного наследия Иркутской области, с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, с отделом государственного пожарного надзора г. Иркутска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Иркутской области, с отделом охраны окружающей среды Администрации г. Иркутска, что подтверждается листом согласования к акту о выборе земельного участка (приложение N 2) к постановлению мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6.

Согласно п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и п. п. 2.5, 2.5.1 и 2.5.2 утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 14.06.04 N 003-20-440548/4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов (Приложение N 6), информация о предстоящем предоставлении ООО “Респект“ в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 25877 кв.м, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, под строительство торгово-складского комплекса, размещена в газете “Иркутск“ от 28.11.05.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением мэра г. Иркутска от 19.09.06 N 031-06-1246/6 ООО “Респект“ в аренду, сроком на 5 лет, из земель поселений предоставлен земельный участок площадью 22591 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000005:0540, расположенный в Ленинском района г. Иркутска, по ул. Розы Люксембург, с разрешенным использованием - для строительства торгово-складского комплекса.

В газете “Иркутск“ от 28.08.06 размещена информация Администрации г. Иркутска, согласно которой, в газете “Иркутск“ от 28.11.05 в объявлении о предстоящем предоставлении ООО “Респект“ земельного участка в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Розы Люксембург, допущена опечатка в площади земельного участка и сроке его предоставления, в связи с чем, площадь названного земельного участка следует считать 22591 кв.м, а срок предоставления его под строительство - 5 лет.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что Администрацией г. Иркутска, при утверждении проекта границ и акта о выборе земельного участка площадью 22591 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000005:0540, расположенного в Ленинском района г. Иркутска, по ул. Розы Люксембург, а также при предоставлении названного земельного участка ООО “Респект“ под строительство торгово-складского комплекса, соблюдены все, предусмотренные п. 10 ст. 3 Закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, п. 1 ст. 11, ст. 29, п. 5 ст. 30, п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 31, п. п. 1 и 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, п. п. 2.4, 2.5, 2.5.1 и 2.5.2 утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 14.06.04 N 003-20-440548/4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов (Приложение N 6).

Таким образом, постановление мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“ соответствуют названным выше нормам права.

В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Согласно п. 4 названной статьи, орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением мэра г. Иркутска от 06.05.1997 г. N 72/493 “О положении о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов“ одобрено Положение о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов (приложение 1), согласно ст. 5 которого, опрос проводится на стадии подготовки решения администрации города о предварительном согласовании места размещения (строительства) объекта:

1. Если размещение (строительство) объекта не предусмотрено градостроительной документацией города и правилами планировки и застройки города Иркутска.

2. Если размещение (строительство) объекта затрагивает интересы населения, проживающего на соответствующей территории города, указанной в ч. 1 ст. 2: имеет экологические и иные последствия, оказывающие влияние на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения.

Порядок подготовки опроса, полномочия комитета по управлению округом, осуществляющего подготовку и проведение опроса, порядок определения итогов проведения опроса установлены ст. ст. 10, 11 и 12 Положения о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов.

В соответствии со ст. 14 названного Положения, мнение граждан, выявленное при проведении опроса, носит рекомендательный характер и учитывается администрацией г. Иркутска при принятии решения о предварительном согласовании места размещения (строительства) объекта.

Мнение граждан, которые не приняли участие в опросе по поводу предстоящего размещения (строительства) объекта, проводимого первым способом, считается положительным.

Мнение граждан, выявленное при проведении опроса по поводу предстоящего размещения (строительства) объекта, считается отрицательным, если против размещения (строительства) объекта высказалось 60% граждан, имеющих право участвовать в опросе.

В этом случае администрацией города выносится решение об отказе в предварительном согласовании места размещения (строительства) объекта.

В соответствии с положениями абзаца 2 п. 3, п. 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Положения о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов, опрос населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения объектов на стадии подготовки решения администрации города о предварительном согласовании места размещения (строительства) объекта проводится в случае, если, в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в пользовании и владении землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, размещение объекта, не предусмотренное градостроительной документацией города и правилами планировки и застройки города Иркутска, затрагивает интересы населения, проживающего на соответствующей территории города, имеет экологические и иные последствия, оказывающие влияние на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения.

Согласно заключен“ю Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 14.08.06 N 554, в ходе осмотра земельного участка, расположенного в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, подлежащего предоставлению ООО “Респект“ для строительства торгово-складского комплекса, установлено, что “размещение названного участка по отношению к окружающей территории, имеющимся строениям: с севера, востока - свободная территория, с юга - ул. Р.Люксембург, с запада - автодорога на металлобазу“, имеется 50 м до жилых домов, указанный земельный участок “по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для строительства торгово-складского комплекса ООО “Респект“.

В соответствии с актом выбора земельного участка, место размещения на котором торгово-складского комплекса, согласовано в установленном п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2.4 утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 14.06.04 N 003-20-440548/4 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов порядке, на земельном участке, не имеется зданий, сооружений, коммуникаций, природных и историко-культурных памятников, общераспространенных полезных ископаемых, зеленых насаждений и древесной растительности.

Учитывая, что на земельный участок площадью 22591 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000005:0540, расположенный в Ленинском районе г. Иркутска, по ул. Розы Люксембург, в пользовании и владении третьих лиц не находится, размещение на указанном земельном участке торгово-складского комплекса не затрагивает интересы населения, проживающего в Ленинском районе г. Иркутска, по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для строительства названного комплекса, а также то, что данный земельный участок не изымается для государственных и муниципальных нужд, отсутствуют основания для проведения опроса населения в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 3, п. 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Положения о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов.

При указанных обстоятельствах, ссылка заявителя на то, что постановление мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“ не соответствует ст. ст. 5, 10, 12, 14 Положения о порядке проведения опроса населения города Иркутска при предоставлении земельных участков для размещения (строительства) объектов, необоснованна.

Указывая, что принятием постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 нарушено право пользования ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ земельным участком площадью 10697 кв.м, расположенным в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“, заявитель ссылается на то, что указанный земельный участок вошел в состав земельного участка, на котором ООО “Респект“ согласовано место размещения торгово-складского комплекса.

Кроме того, заявитель указывает, что земельным участком площадью 10697 кв.м, расположенным в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“, он пользуется с 1994 года, и что на данном земельном участке расположена принадлежащая ему автостоянка, огражденная забором капитального типа, со столбами уличного освещения по периметру и внутри стоянки, с подведенными наружными сетями ВЛ-6кВ, с зеленой зоной, с построенным помещением для охраны и ремонтным боксом.

Вещными правами лиц, не являющихся собственниками, являются права, производные и зависимые от права собственности, возникающие по воле собственника или по указанию закона и осуществляемые в пределах, установленных договором с собственником или законом.

В соответствии с п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Согласно п. 4 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, участниками земельных отношений являются:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

На основании п. п. 1.1 и 1.2 договора временного пользования земельным участком от 10.06.1994 г. N 106, пролонгированного на 1997 - 1998 - 1999 г. г., МП “Иркутскстройзаказчик“ обязалось передать во временное пользование ПКП СТО “ГАЗ“ земельный участок площадью 10200 кв.м, расположенный в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, для размещения открытой автостоянки автомобилей.

В соответствии с п. 1.1 договора временного пользования от 05.01.2000 г. N 106, ОАО “Иркутскстройзаказчик“ обязалось передать ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ во временное пользование на срок 3 года (2000 - 2001 - 2002) земельный участок площадью 10200 кв.м, расположенный в г. Иркутске, ул. Розы Люксембург, 198 “А“, для производственной деятельности ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“.

Распоряжением Администрации г. Иркутска от 05.12.05 N 504-02-2314/5 утвержден проект границ земельного участка площадью 10697 кв.м, расположенного на землях поселений в Ленинском районе, по ул. Розы Люксембург, 198-а.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Приобретение лицом права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество осуществляется в порядке, установленном ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственности на здания и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

На основании ч. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

На основании п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 названной статьи, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Представленные в материалы дела договор от 21.02.2000 г. подряда на капитальное строительство - монтаж ячейки КСО-366, КТП-250кв ВЛ-6кВ, договор от 01.01.1996 г. строительного подряда станции технического обслуживания, технические паспорта, в соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются доказательствами, свидетельствующими о праве собственности ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ на расположенные на земельном участке площадью 10697 кв.м, находящемся в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“, строения.

На основании договора от 01.01.1996 г. ООО “ПКП СТО ГАЗ“ обязалось передать в собственность ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ имеющиеся на территории автостоянки по ул. Р.Люксембург, 198а в г. Иркутске сооружения, здания, строения.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

На основании ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Учитывая, что в нарушение требований п. 1 ст. 432 и ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре от 01.01.1996 г. отсутствуют данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, предмет договора считается несогласованным, а договор - незаключенным.

Учитывая, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие право собственности на расположенные на земельном участке площадью 10697 кв.м, находящемся в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“, строения, сооружения, следует признать, что у ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ отсутствуют предусмотренные ст. ст. 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, основания пользования названным земельным участком.

Кроме того, в ходе рассмотрения дел N А19-8520/06-19-7 и А19-499/07-14-48, установлено, что у ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ отсутствуют правовые основания пользования земельным участком 10697 кв.м, расположенным в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“, т.к. при отсутствии данных, позволяющих определить предмет договора от 05.01.2000 г. N 106, названный договор является незаключенным.

Вступившим в законную силу решением по делу N А19-8520/06-19-7 с ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ в пользу Администрации г. Иркутска взыскана сумма 2354307 руб. 93 коп., составляющая неосновательное обогащение, вследствие пользования ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ без законных на то оснований земельным участком площадью 10697 кв.м, расположенным в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198а.

Вступившим в законную силу решением суда от 15.08.07 по делу N А19-499/07-14-48 суд обязал ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ освободить земельный участок площадью 10697 кв.м, расположенный в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198а, проект границ которого утвержден распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 05.12.05 N 504-02-2314/5.

В соответствии с частью 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Учитывая, что вступившие в законную силу решения по делам А19-8520/06-19-7 и А19-499/07-14-48, в соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, следует признать, что у ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ отсутствует правовое основание пользования земельным участком площадью 10697 кв.м, расположенным в г. Иркутске, по ул. Розы Люксембург, 198 “А“.

При указанных обстоятельствах, ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ не является лицом, права и законные интересы которого нарушены принятием постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“, в связи с чем, заявленное ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ требование о признании названного постановления недействительным в части земельного участка площадью 10697 кв.м, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В судебном заседании, состоявшемся 05.11.08, представитель Администрации г. Иркутска заявил о пропуске предусмотренного ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для подачи заявления.

Присутствовавший в данном судебном заседании представитель заявителя пояснил, что о принятии оспариваемого постановления узнал в апреле 2008 года.

Заявление Администрации г. Иркутска о пропуске предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными следует признать необоснованным, т. к. доказательств, свидетельствующих о том, что о нарушении прав и законных интересов принятием постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ стало известно ранее апреля 2008 года, ответчиком не представлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия определением суда от 01.07.08 по заявлению ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“ обеспечительных мер в виде приостановления действия постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“, отпали, в соответствии с ч. 2 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обеспечительные меры подлежит отмене.

В соответствии со ст. ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины по необоснованно заявленному требованию подлежат отнесению на ООО “Автостоянка СТО ГАЗ“.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования о признании недействительным постановления мэра г. Иркутска от 20.01.2006 N 031-06-75/6 “О предварительном согласовании ООО “Респект“ места размещения торгово-складского комплекса в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Розы Люксембург“ в части земельного участка площадью 10697 кв.м, Обществу с ограниченной ответственностью “Автостоянка СТО ГАЗ“ отказать;

примененную определением от 01.07.2008 г. меру по обеспечению заявленного требования в виде приостановления действия постановления мэра г. Иркутска от 20.01.06 N 031-06-75/6, отменить.

Судья

С.Н.АНТОНОВА