Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 2816/08 по делу N А05-248/2007 В передаче дела по иску о взыскании долга по оплате медицинских услуг для пересмотра в порядке надзора отказано, так как суд правомерно удовлетворил требования, отклонив довод об отсутствии в базе данных общества сведений о некоторых физических лицах как застрахованных неработающих лицах, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в оплате оказанных медицинских услуг.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2008 г. N 2816/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Воронцовой Л.Г., Козловой О.А. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества “Газпроммедстрах“ о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.2007 по делу N А05-248/2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2007 по тому же делу по иску муниципального учреждения здравоохранения “Первая городская клиническая больница“ к ОАО “Газпроммедстрах“ о взыскании 53542 рублей 26 копеек долга
по оплате медицинских услуг, оказанных в 2006 году на основании договора от 01.12.2005 N 04-01/06-06 (с учетом изменений).

В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент здравоохранения и социальной политики мэрии города Архангельска.

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007, исковые требования МУЗ “Первая городская клиническая больница“ удовлетворены в заявленном размере.

Суды установили, что между Департаментом здравоохранения и социальной политики мэрии города Архангельска (страхователь) и ОАО “Газпроммедстрах“ (страховщик) заключен договор обязательного медицинского страхования неработающего населения Архангельской области от 20.06.2005, в соответствии с условиями которого страховщик принял на себя обязательство организовывать и финансировать предоставление гражданам, включенным страхователем в списки застрахованных, медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг с выдачей застрахованным страховых медицинских полисов установленного образца.

В дальнейшем между МУЗ “Первая городская клиническая больница“ и ОАО “Газпроммедстрах“ был заключен договор от 01.12.2005 N 04-01/06-06 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, согласно которому медицинское учреждение обязалось оказывать застрахованным медицинскую помощь, предусмотренную Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области в рамках Программы обязательного медицинского страхования, а страховщик обязался оплачивать оказанную учреждением медицинскую помощь в пределах согласованных и утвержденных годовых объемов и стоимости. Срок действия договора установлен сторонами с 01.01.2006 по 31.12.2006 с возможностью продления его действия на следующий год.

В свою очередь, между мэрией города Архангельска и МУЗ “Первая городская клиническая больница“ заключен договор от 01.03.2006, согласно которому мэрия поручает, а больница принимает на себя обязательства по оказанию гражданам медицинской помощи в соответствии с
программой “Гарантированное обеспечение населения города Архангельска бесплатной медицинской помощью на 2006 год“.

Во исполнение принятых на себя обязательств МУЗ “Первая городская клиническая больница“ оказало гражданам медицинскую помощь и предъявило страховщику к оплате реестры и счета.

Отказ ОАО “Газпроммедстрах“ от оплаты оказанных медицинских услуг в сумме 53542 рублей 26 копеек (по счетам от 20.07.2006 N 641, от 20.07.2006 N 644, 21.07.2006 N 645, от 22.08.2007 N 742), мотивированный отсутствием в базе данных страховщика сведений о физических лицах Азюкине Н.И., Рекротчуке А.Н., Иванине О.В., Кошутине С.В., Савельевой М.Н., Зайцевой М.Р. и Насибове А.А. как о застрахованных неработающих гражданах, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что граждане Азюкин Н.И., Рекротчук А.Н., Иванин О.В., Кошутин С.В., Савельева М.Н., Зайцева М.Р. и Насибов А.А. на момент оказания им медицинской помощи являлись гражданами Российской Федерации, имели регистрацию по месту жительства в городе Архангельске и не были зарегистрированы в базах страховых медицинских организаций, являющихся страхователями для работающего населения города Архангельска.

Поскольку страхование неработающего населения по обязательному медицинскому страхованию в 2006 году в соответствии с договором от 20.06.2005 осуществлял ответчик, то отказ последнего от оплаты оказанных медицинских услуг неработающим гражданам не соответствовал требованиям статей 309, 310 и 781 Гражданского кодекса РФ.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 20.11.2007 оставил решение от 07.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 без изменения.

Заявитель (ОАО “Газпроммедстрах“) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на необоснованность выводов судов об обстоятельствах спора и неправильное применение норм права.

В частности, заявитель полагает неправомерным
вывод судов о возложении на него обязанности по финансированию предоставления медицинских услуг неработающим гражданам, не включенным страхователем в списки застрахованных.

По мнению заявителя, оплата предъявленных истцом требований за счет средств финансирования ОМС является нецелевым использованием денежных средств и влечет за собой наложение штрафных санкций со стороны Территориального фонда ОМС.

Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ“ обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 23 указанного Закона договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) - это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.

Программа обязательного медицинского страхования является гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (теми ее видами, которые поименованы в Программе), потому лечебное учреждение, включенное в названную Программу, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся за ней гражданам.

Согласно пунктам 6 и 7 Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, лица, включенные в списки застрахованных в период действия настоящего договора, считаются застрахованными с момента представления страхователем соответствующих данных о них страховщику, и последний обязан выдать страховые медицинские полисы застрахованным
лицам в течение 3 дней со дня представления указанных сведений.

Как следует из представленных материалов, сведения о неработающих гражданах Азюкине Н.И., Рекротчуке А.Н., Иванине О.В., Кошутине С.В., Савельевой М.Н., Зайцевой М.Р. и Насибове А.А. были представлены страховщику Департаментом здравоохранения Архангельской области письмом от 29.06.2006. В свою очередь, счета на оплату оказанных медицинских услуг выставлены истцом в период, когда указанные граждане в соответствии с вышеприведенной нормой являлись застрахованными по договору обязательного медицинского страхования.

Учитывая изложенное, вывод судов о неправомерности отказа страховщика от оплаты оказанных медицинских услуг в спорной части является обоснованным.

Нецелевое использование финансовых средств предполагает расходование их не по тому назначению, которое предусмотрено законом или договором.

Учитывая, что взыскиваемые денежные средства являются оплатой страховщиком услуг медицинского учреждения по договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан, довод заявителя о нецелевом использовании средств ОМС, которое в дальнейшем может повлечь за собой наложение штрафных санкций со стороны Территориального фонда ОМС, также является необоснованным.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-248/2007 Арбитражного суда Архангельской области для пересмотра в порядке надзора решения от 07.05.2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2007 по этому делу отказать.

Председательствующий судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

О.А.КОЗЛОВА