Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2008 по делу N А19-12400/08-43 В удовлетворении требований о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, пени и штрафа отказано, поскольку льгота по НДС, установленная НК РФ, применена налогоплательщиком необоснованно в связи с отсутствием у него статуса учреждения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2008 г. по делу N А19-12400/08-43

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хромцовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Детский городок “Чиполлино“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска

о признании недействительным решения от 20 мая 2008 г. N 6429,

при участии в заседании:

от заявителя: Таюрский А.В. - директор, действующий на основании решения учредителя N 4 от 25.02.2007 г., Маркова Н.Ю. - представитель по доверенности от 07.05.2008 г.,

от налогового органа: Зверяко Т.С. - представитель по доверенности от 07.08.2008 г. N 11/87,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Детский городок “Чиполлино“ (далее - налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением, уточненным в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 20 мая 2008 г. N 6429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в виде штрафа в сумме 54.047 рублей 80 копеек, пункта 2 о начислении пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек, подпункта 3.1 пункта 3 о предложении уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в размере 270.239 рублей 00 копеек, подпункта 3.2 пункта 3 о предложении уплатить пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек.



Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителей заявителя и инспекции, судом установлены следующие обстоятельства.

02 ноября 2007 г. Обществом с ограниченной ответственностью “Детский городок “Чиполлино“ в инспекцию по месту учета представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. с отражением сведений о реализации товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость на сумму 1.501.330 рублей 00 копеек по коду операции 1010255 (подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

В период со 02.11.2007 г. по 04.02.2008 г. ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска на основании представленной уточненной декларации проведена камеральная налоговая проверка правомерности применения налогоплательщиком в спорном периоде льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

По результатам проверки декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 7638 от 12.02.2008 г. и принято решение N 6429 от 20 мая 2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в виде штрафа в сумме 54.047 рублей 80 копеек, обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек, заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в размере 270.239 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек.

В качестве основания для принятия оспариваемого решения инспекция сослалась на неправомерное применение налогоплательщиком в 1 квартале 2007 г. льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в связи с тем, что ООО “Детский городок “Чиполлино“ не является учреждением культуры и искусства, а также входные билеты на посещение аттракционов в парке культуры, реализация которых осуществлялась заявителем, не соответствуют утвержденной форме бланка строгой отчетности.

При таких обстоятельствах налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом в спорном периоде налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму 1.501.330 рублей 00 копеек, что повлекло доначисление налога, пени и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска от 20 мая 2008 г. N 6429, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

В обоснование заявленных требований налогоплательщик указывает на то, что налоговым органом неправильно истолкована норма подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которой не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства.

Как полагает заявитель, единственным условием применения означенной льготы является осуществление организациями, созданными в любой форме, определенного вида деятельности в сфере культуры и искусства. Такое толкование, по мнению налогоплательщика, следует из диспозиции подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, сформулированной путем перечисления видов деятельности в сфере культуры и искусства, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость. При этом использованный в норме закона термин “учреждение культуры и искусства“ не подлежит толкованию как организационно-правовая форма юридического лица.

Кроме того, общество указывает на необоснованное доначисление налога на добавленную стоимость сверх суммы реализации в размере 1.501.330 рублей 00 копеек, полагая, что налог включен в указанную сумму в том числе.

На основании вышеизложенного заявитель считает неправомерным доначисление налога на добавленную стоимость, пени, а также привлечение его к налоговой ответственности по решению N 6429 от 20 мая 2008 г.

Оценив представленные доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требования ООО “Детский городок “Чиполлино“ необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 143 НК РФ в проверяемый период общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе российской организации, в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость, серии 38 N 001801852.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

На основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится, в том числе, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.



Согласно абзацу 5 подпункта 20 пункта 2 названной статьи НК РФ к учреждениям культуры и искусства для целей правового регулирования главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Из анализа приведенных норм следует, что правомерность применения налогоплательщиком указанной льготы обусловлена законодателем совокупностью двух условий: 1) наличие у юридического лица организационно-правовой формы в виде учреждения, 2) осуществление означенным лицом установленных видов деятельности в сфере культуры и искусства.

Судом установлено, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью 16 апреля 2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1033801027556, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 38 N 001801078; единственным учредителем общества является Таюрский Андрей Викторович.

В спорном периоде ООО “Детский городок “Чиполлино“ осуществляло предпринимательскую деятельность по организации детских аттракционов на территории муниципального учреждения культуры “Городской парк“, расположенного в Октябрьском округе г. Иркутска, и реализации входных билетов на указанные аттракционы.

Как следует из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г., выручка налогоплательщика от реализации входных билетов составила 1.501.330 рублей 00 копеек.

Статья 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

По статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учитывая, что ООО “Детский городок “Чиполлино“ зарегистрировано в форме общества с ограниченной ответственностью, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик не является учреждением культуры и искусства.

При таких обстоятельствах суд считает, что факт осуществления заявителем предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ деятельности по реализации входных билетов на аттракционы, расположенные на территории парка культуры и отдыха, не порождает у общества права на применение соответствующей льготы по налогу на добавленную стоимость в связи с отсутствием у последнего статуса учреждения в значении, придаваемом статьей 120 ГК РФ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.03.1997 г. по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы Российской Федерации“, от 28.03.2000 по делу о проверке конституционности подпункта “к“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, от 19.06.2002 по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, освобождение от уплаты налогов (льгота) является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

В связи с чем у суда не имеется оснований для расширительного толкования положений подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Принимая во внимание, что налогоплательщик осуществляет свою предпринимательскую деятельность как общество с ограниченной ответственностью, и не является учреждением культуры и искусства, суд полагает правомерным вывод налогового органа о необоснованности отнесения заявителя к категориям налогоплательщиков, операции реализации соответствующих видов услуг которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.06.2008 г. N А19-689/08-30-Ф02-2624/08.

Судом также принят во внимание довод инспекции о несоответствии билетов, реализуемых налогоплательщиком, утвержденным бланкам строгой отчетности.

Исследовав и оценив имеющийся в материалах дела билет, суд пришел к выводу, что указанный документ не содержит реквизитов об утверждении формы бланка, о коде формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, предусмотренных в качестве обязательных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 20н “Об утверждении бланков строгой отчетности“.

Ссылка общества на неправомерное доначисление инспекцией налога на добавленную стоимость сверх суммы реализации в размере 1.501.330 рублей 00 копеек, судом отклонена в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что выручка налогоплательщика от реализации входных билетов за 1 квартал 2007 г. составила 1.501.330 рублей 00 копеек без налога на добавленную стоимость. По статье 164 НК РФ ставка налога на добавленную стоимость по указанным операциям составляет 18%. Таким образом, сумма подлежащего уплате налога составляет 270.239 рублей 00 копеек.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о занижении заявителем на 1.501.330 рублей 00 копеек налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость за спорный период, в связи с чем доначисление налога на добавленную стоимость в размере 270.239 рублей 00 копеек суд полагает обоснованным.

Принимая во внимание неполную уплату налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в размере 270.239 рублей 00 копеек, суд пришел к выводу о правомерном привлечении ООО “Детский городок “Чиполлино“ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 54.047 рублей 80 копеек и начислении в порядке статьи 75 НК РФ пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о необоснованности требований заявителя.

В связи с чем следует отказать в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью “Детский городок “Чиполлино“ о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 20 мая 2008 г. N 6429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в виде штрафа в сумме 54.047 рублей 80 копеек, пункта 2 о начислении пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек, подпункта 3.1 пункта 3 о предложении уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в размере 270.239 рублей 00 копеек, подпункта 3.2 пункта 3 о предложении уплатить пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью “Детский городок “Чиполлино“ о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 20 мая 2008 г. N 6429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в виде штрафа в сумме 54.047 рублей 80 копеек, пункта 2 о начислении пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек, подпункта 3.1 пункта 3 о предложении уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2007 г. в размере 270.239 рублей 00 копеек, подпункта 3.2 пункта 3 о предложении уплатить пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 36.196 рублей 32 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ