Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 03.03.2008 N ГКПИ08-19 Об удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев 2 и 3 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной приказом ФСИН РФ от 31.05.2005 N 297.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2008 г. N ГКПИ08-19

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышевой,

при секретаре Е.Ю. Гудковой, А.Н. Тихоновой,

с участием прокурора А.В. Федотовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и абзаца 3 пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 31.05.2005 N 397 “О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы“,

установил:

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31.05.2005 N 397 “О мерах по
социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы“ утверждена Инструкция о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (далее по тексту - Инструкция).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2005 г. N 6701 и официально опубликован в “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти“, N 25, 20.06.2005, “Российской газете“, N 131, 21.06.2005.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам уголовно-исполнительной системы, содержащимся за счет бюджетного финансирования, устанавливается дифференцированно в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы и производится в пределах денежных средств, выделенных Федеральной службе исполнения наказаний.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Инструкции при установлении надбавки необходимо объективно и всесторонне учитывать уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд.

Сотрудникам, принятым на службу и зачисленным в кадры уголовно-исполнительной системы, надбавка может быть установлена с момента присвоения первого специального звания в размере до 50 процентов с возможным повышением через 3 месяца (абзац 3 пункта 2 Инструкции).

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 в части слов “уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе“ и абзац 3 пункта 2 в части слов “в размере до 50 процентов с возможным повышением через 3 месяца“ Инструкции по тем основаниям, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону “О
денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“ и нарушают его право на получение денежного довольствия в объеме, установленном федеральным законодательством, т.к. устанавливают дополнительные условия установления надбавки.

Заявитель М. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы исполнения наказаний Дохненко Д.А. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти и не нарушают права сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере материального обеспечения.

Представитель заинтересованного лица Минюста России Михалевич В.И. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта не содержит противоречий действующему законодательству.

Выслушав объяснения заявителя М., представителей заинтересованных лиц ФСИН России Дохненко Д.А. и Минюста России Михалевич В.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят, как указано в его преамбуле, во исполнение Федеральных законов от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по совершенствованию государственного управления“ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“ (далее - Федеральный закон) устанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы согласно пункту 1 статьи 1 данного Федерального закона состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Из содержания данной нормы следует, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы относится к дополнительным выплатам, которые составляют структуру денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы.

На основании ст. 144 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ абзац 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 г.

Абзацем 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона установлено, что дополнительные выплаты сотрудникам состоят из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

В отличие от ранее действующей редакции с 1 января 2005 года абзацем 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона установлена не только возможность выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, но и основания ее установления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 установлены повышенные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы для сотрудников, в т.ч. уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в г. Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, максимальные размеры которых определены в зависимости от должности.

Следовательно, к условиям назначения ежемесячной надбавки Федеральным законом отнесены состав сотрудников и
местности прохождения службы.

Введение дополнительных критериев, таких как уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе, для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы по отношению к служащим одного состава, проходящим службу в одной местности, Федеральным законом не предусмотрено.

Также ни Федеральный закон, ни нормативный правовой акт Правительства РФ не ставят возможность установления, уменьшения или прекращения выплаты данной надбавки в зависимости от стажа службы.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ к сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Поэтому содержащееся в абзаце 3 пункта 2 Инструкции указание, что сотрудникам, принятым на службу и зачисленным в кадры уголовно-исполнительной системы, надбавка может быть установлена с момента присвоения первого специального звания в размере до 50 процентов с возможным повышением через 3 месяца, не соответствует закону и необоснованно вводит ограничение для этих лиц по сравнению с другими сотрудниками одного состава, проходящими службу в одной местности.

Кроме того, исходя из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также из абзаца 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ целью увеличенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы в натуральной форме.

Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47 “О повышении размера ежемесячной
надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту“.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, законодатель, отменяя для всех категорий служащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий служащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.

Учитывая изложенное, суд считает, что абзац 2 пункта 2 и абзац 3 пункта 2 Инструкции в оспариваемой части противоречат абзацу 2 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“ и подлежат признанию недействующими.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную
силу абзац 2 пункта 2 в части слов “уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе“ и абзац 3 пункта 2 в части слов “в размере до 50 процентов с возможным повышением через 3 месяца“ Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 31.05.2005 N 397 “О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы“.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА