Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2008 по делу N А19-7740/08-47 Исковые требования о взыскании с РФ убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, удовлетворены частично, поскольку истец во исполнение Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ предоставлял льготы многодетным семьям по плате за пользование водой и канализацией, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет средств казны РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 октября 2008 г. по делу N А19-7740/08-47

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2 008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Аксаментовой В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ООО “Падунская коммунальная компания“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов России,

3-е лицо: Департамент соцзащиты населения Иркутской области

о взыскании 583 632,10 рублей,

при участии в заседании:

от истца - Березовская С.Д. дов. от 01.08.2008,

от ответчика - Вокина М.В. дов. от 27.12.2007,



от 3-го лица - Рычкова Д.А. дов. от 21.05.2008,

установил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту Указ Президента РФ N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ имеет дату 05.05.1992, а не 05.02.1992.

ООО “Падунская коммунальная компания“ обратилось в суд с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов России убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ за период с сентября 2005 года по март 2008 года в исковой сумме, со ссылками на ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом уточненного количества льготников Департаментом социальной защиты населения, истец исковые требования уточнил, просил уменьшить сумму исковых требований и взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов России - 582 075,04 рублей - убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг.

Ответчик иск не признал, заявил о пропуске срока исковой давности за период с сентября по декабрь 2005 года.

Третье лицо не возражало против удовлетворения уточненных требований.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Падунская коммунальная компания“ осуществляет деятельность по управлению Жилищным фондом на территории г. Братска. В соответствии с распоряжениями Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска N 402 от 08.09.2005, N 305 от 01.06.2006, N 508 от 25.08.2006, N 775 от 08.12.2006, N 410 от 31.05.2007, N 496 от 03.07.2007, в управление были переданы многоквартирные жилые дома.

В соответствии с договором управления с собственниками многоквартирных жилых домов истец производит начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги, а также в соответствии с утвержденными законодательными актами РФ, предоставляет отдельным категориям граждан, скидки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и в соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным п. 1 названного Указа, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ N 431 от 05.02.1992 (в ред. Указа Президента РФ от 25.05.2003 N 250) для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией. При этом Указом не установлен источник финансирования данной скидки для предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Управляющая компания ООО “Падунская коммунальная компания“ предоставила льготы за период с сентября 2005 года по март 2008 года в виде скидки в размере 30% многодетным семьям, проживающим в жилых домах г. Братска, находящихся в ее управлении, на оплату услуг по водоснабжению, водоотведению и отоплению.

Истцом было предоставлено льгот на оплату коммунальных услуг на сумму 582 075,04 рублей.

Факт предоставления льгот при взимании оплаты коммунальных услуг с соответствующей категории граждан и их размер, подтверждается списками лиц, имеющих право на льготы, подтверждаемые органами социальной защиты населения г. Братска, расчетами расходов на предоставление льгот.



В соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации 26, 29 июня 1992 года N 51, N 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“ (совместного) предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.

Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 данного письма признан недействующим.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002 N 68-О указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникающих при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами разных уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, поэтому затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.02.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

Департамент соцзащиты населения Иркутской области в пояснениях на исковое заявление указал, что по результатам проверки списков многодетных семей, имеющих право на меры социальной поддержки, составили - 90 чел.

По утверждению ответчика, в соответствии с положенными в основание исковых требований законодательными актами, правом на компенсацию выпадающих доходов, вызванных предоставлением льгот отдельным категориям граждан, обладают организации являющиеся поставщиками коммунальных услуг. Истец не является специализированной организацией по оказанию данного вида коммунальных услуг. Заявил о пропуске срока исковой давности в части периода сентябрь - декабрь 2005 г.

Возражения ответчика опровергаются представленными в дело документами.

Общий срок исковой давности является 3 года. Соответственно по периоду взыскания сентябрь - декабрь 2005 г., срок истекает в октябре 2008 г. - январе 2009 г., исковое заявление поступило в суд 24.06.2008 г., срок не пропущен.

В соответствии с п. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

В соответствии с п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании Указа Президента РФ от 05.02.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ и в соответствии со списками о получателях мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг МП “СЕЗ ЖКХ“ предоставляло многодетным семьям, проживающим в многоквартирных домах, льготы по оплате коммунальных услуг (за пользование электроэнергией, отоплением, водой и канализацией) в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом порядок согласования распределения и закрепления расходов должен определяться Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

При таких обстоятельствах, уточненные требования истца подлежат удовлетворению.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на ответчика - Российскую Федерацию.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично;

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Падунская коммунальная компания“ - 582 075,04 рублей - убытки, 12 320,75 рублей - расходы по госпошлине;

в удовлетворении остальной части иска отказать.

Судья

В.Г.АКСАМЕНТОВА