Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 N 16АП-1839/08 по делу N А61-958/08-9 По делу о признании незаконными действий органа местного самоуправления по принятию решения о перечислении в бюджетную систему Российской Федерации суммы налогов и пеней.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 16АП-1839/08

Дело N А61-958/08-9

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 г.,

полный текст постановления изготовлен 21 октября 2008 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.

Судей Мельникова И.М., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания Председательствующим Афанасьевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2008 по делу N А61-958/08-9

по заявлению Открытого акционерного общества “Севкавказэнерго“

к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания

о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания (судья Ясиновская Т.Д.)

при
участии в судебном заседании:

от ОАО “Севкавказэнерго“ - Ахметов З.В. по доверенности от 10.07.2008 N 252.

от Управления Федеральной налоговой службы РФ по РСО - Алания - Чеджемов А.Г. по доверенности от 19.09.2007

установил:

ОАО “Севкавказэнерго“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания (далее - Управление), выразившихся в принятии решения от 07.04.2008 N 1, которым обществу предложено перечислить в бюджетную систему Российской Федерации суммы налогов и пеней, указанных в названном решении и не перечисленных по состоянию на дату его вынесения.

Решением суда от 07.08.2008 заявленные ОАО “Севкавказэнерго“ требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания, выразившиеся в принятии решения от 07.04.08 г. N 1 о привлечении ОАО “Севкавказэнерго“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения без извещения ОАО “Севкавказэнерго“ о месте и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Судебный акт мотивирован тем, что налоговым органом существенно нарушена процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в виду неизвещения налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

Не согласившись с принятым решением, заявитель - Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и неправильную оценку доказательств судом первой инстанции.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку общество обратилось с самостоятельным иском в
арбитражный суд о признании недействительным решения УФНС России по РСО - Алания от 07.04.2008 (дело N А61-1120/08-8), в связи с чем, исковое заявление по данному делу подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 1 статьи 148 АПК РФ. По мнению Управления, налоговым органом соблюдена процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушений прав общества не допущено.

Представитель Управления - Чеджемов А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Общество отзыва не представило. Представитель общества - Ахметов З.В. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда, изложенных в решении.

Распоряжением Председателя суда от 17.09.2008 N 357 в связи с ежегодным оплачиваемым отпуском судьи Мельникова И.М. дело передано судье Афанасьевой Л.В.

Правильность решения суда от 07.08.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2008 по делу N А61-958/08-9 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что Управлением на основании решения руководителя Управления ФНС России по РСО-Алания от 30.08.2007 N 74 проведена повторная выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2004. По итогам проверки составлен акт от 28.02.2008 (том 1, л.д.
9).

Общество на акт выездной налоговой проверки от 28.02.2008 представило на письменные возражения 21.03.2008 (том 1, л.д. 58).

01.04.2008 заместителем руководителя Управления Бокоевой А.С. с участием должностных лиц налогового органа и представителей общества - Ахметова З.В. и Кадиевой Л.Х. рассмотрены материалы проверки и возражения налогоплательщика, о чем составлен протокол от 01.04.2008 N 1 (том 1, л.д. 66).

По итогам рассмотрения материалов проверки решения заместителем руководителя Управления Бокоевой А.С. принято не было.

07.04.2008 иным должностным лицом Управления - заместителем руководителя Управления - Гусовым Ю.А. рассмотрен акт выездной налоговой проверки от 28.02.2008 и материалы, полученные в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и по результатам рассмотрения принято решение от 07.04.2008 N 1 о привлечении ОАО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ОАО предложено перечислить в бюджетную систему Российской Федерации суммы налогов и пеней, указанных в названном решении и неперечисленных по состоянию на дату его вынесения: налог на прибыль в сумме 22 737 400 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 82 716 411 руб., единый социальный налог в сумме 247 149 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 186 004 руб., пени за неуплату налога на прибыль в сумме 8 225 481 руб., пени за неуплату единого социального налога в сумме 116 102 руб., пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 42 155 470 руб., пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 84 268 руб. (том 1. л.д. 24 - 32).

Общество в письменной форме 24.04.2008 подало апелляционную жалобу на решение от 07.04.2008 N 1, по результатам
рассмотрения которой Федеральная налоговая служба изменила решение от 07.04.2008 N 1 путем отмены в резолютивной части решения доначисления налога на прибыль организаций в размере 22 270 440 руб., налога на добавленную стоимость в размере 82 716 411 руб., единого социального налога в размере 175 233 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 139 391 руб., а также соответствующих сумм пени (том 1, л.д. 70).

Суд, признавая незаконными действия налогового органа по принятию решения от 07.04.2008 N 1, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа
обязательным для рассмотрения этих материалов.

Содержание действий должностного лица по рассмотрению материалов проверки, согласно пунктам 3 - 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, состоит в следующем.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются
ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В решении налогового органа от 07.04.2008 N 1 указано, что заместитель руководителя Управления Гусов Ю.А. рассмотрел акт повторной выездной налоговой проверки и экспертное заключение отдела налогового аудита Управления ФНС России по РСО-Алания. Сведений о вызове представителя налогоплательщика, о рассмотрении возражений налогоплательщика должностным лицом, принявшим решение, об отложении рассмотрения, составлении протокола, не имеется.

При таких обстоятельствах действия должностного лица, принявшего решение N 1 от 07.04.2008, не соответствуют требованиям статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что в результате этого нарушения налогоплательщик был лишен возможности реализовать свои права на представление возражений и пояснений по поводу выявленных налоговой инспекцией нарушений.

Оценив приведенные обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи, суд установил, что допущенные налоговым органом нарушения процедуры привлечения общества к ответственности за совершение налогового правонарушения носят существенный характер.

Довод налоговой инспекции о том, что при принятии обжалуемого решения не нарушен порядок, установленный статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не основан на материалах дела и действующем налоговом законодательстве, исследован судом первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку и признан судом апелляционной инстанции необоснованным.

Доводы заявителя о том, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку общество обратилось с самостоятельным иском в арбитражный суд о признании недействительным решения УФНС России по РСО - Алания от 07.04.2008 (дело N А61-1120/08-8), в связи с чем, исковое заявление по данному делу подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта
1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие заявления подлежат рассмотрению в арбитражном суде. При этом согласно пункту 1 названной статьи Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Судебное обжалование актов налоговых органов, в том числе ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц организациями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Обжалование действия налогового органа по вынесению решения и обжалование решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности имеют разный предмет спора, и соответствующие требования могут быть оспорены в самостоятельном порядке.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного
суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2008 по делу N А61-958/08-9.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2008 по делу N А61-958/08-9 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи

И.М.МЕЛЬНИКОВ

И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ