Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.09.2008 по делу N А19-4389/08-28 Требования о признании недействительными требования таможенного органа об уплате таможенных платежей и решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке удовлетворены, поскольку отсутствуют обязанности по уплате сборов за таможенное оформление при подаче заявления на таможенное оформление отдельных компонентов машины, так как заявления на условный выпуск товара при применении особого порядка декларирования не могут рассматриваться в качестве грузовых таможенных деклараций.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2008 г. по делу N А19-4389/08-28

Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2008 года. Полный текст решения изготовлен 22.09.2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП “Ангарский ЭХК“

к Иркутской таможне

о признании незаконными действий должностных лиц

при участии в заседании:

от заявителя - Тарасова Е.Д. - доверенность от 4.9.08 N 14

от ответчика - Дружинина Н.А. - доверенность от 10.01.08 N 3

Залеская Ю.А. - доверенность от 18.08.08 N 77

установил:

ФГУП “Ангарский ЭХК“ обратилось с требованием о признании незаконными действий должностных лиц Иркутской таможни, выразившихся в возложении на ФГУП “Ангарский ЭХК“ обязанности уплаты таможенных платежей и пени за таможенное оформление заявлений при условном выпуске компонентов, входящих в состав оборудования испарительной установки.



В судебном заседании заявитель представил свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 1.09.08, согласно которому ФГУП “Ангарский ЭХК“ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ОАО “АЭХК“. В связи с данным обстоятельством в соответствии со ст. 48 АПК РФ суд определил: произвести замену заявителя и считать заявителем по данному делу ОАО “АЭХК“.

Представитель ОАО “АЭХК“ в судебном заседании поддержал уточненные в судебном заседании от 20.05.08 требования, повторив доводы, изложенные в заявлении и уточнениях к нему. Заявитель просит признать незаконными Требование об уплате таможенных платежей N 14 от 8.02.08 и Решение о взыскании денежных средств N 3 от 12.03.08.

В обоснование доводов заявитель указал на отсутствие обязанности уплачивать таможенные сборы за таможенное оформление при подаче каждого заявления на таможенное оформление отдельных компонентов машины. Также, по мнению заявителя, требование об уплате таможенных платежей должно быть выставлено не позднее 8.11.07, а поэтому оспариваемые акты приняты с пропуском срока.

Ответчик в судебном заседании требования не признал, повторив доводы, изложенные в отзыве на заявление. По его мнению, оспариваемые акты являются законными.

Суд установил следующее.

Во исполнение контракта от 15.07.2004 г. N YDIN/RUS-A2-1071, заключенного между ФГУП “АЭХК“ и Финской фирмой “Гексиво“ (Hexivo Ltd) в период с февраля 2005 года по ноябрь 2006 года в адрес ФГУП “АЭХК“ поступила испарительная установка, состоящая из 4 автоклавов повышенной безопасности, включающих комплектующее оборудование, приборы, материалы.

Условиями контракта была предусмотрена поэтапная поставка и монтаж компонентов, входящих в состав оборудования испарительной установки. В связи с чем в соответствии с положениями Приказа ГТК РФ от 23.04.2001 г. N 388 ФТС РФ дано разрешение ФГУП АЭХК производить таможенное оформление поступающих компонентов оборудования по единому классификационному коду ТН ВЭД России 8419 89 989 0.

На основании классификационного решения ГУИНиТО ФТС РФ от 23.11.2004 г. N 0729/8267 и заявления ФГУП АЭХК распоряжением начальника Иркутской таможни от 01.02.2005 г. N 20-р комбинату было разрешено применять особый порядок декларирования вышеупомянутых компонентов оборудования.

Компоненты входящие в состав оборудования испарительной установки, поступившие по контракту от 15.07.2004 г. N YDIN/RUS-A2-1071, были оформлены ФГУП АЭХК по Заявлениям N 10607020/030205/0000524, 10607020/230305/0001386, 10607020/121205/0005897, 10607020/150306/0001012, 10607020/280606/0002669, 10607020/031106/0004419. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, по мере поступления компонентов оборудования, на депозит Иркутской таможни были внесены денежные средства в размере 26 657 594,03 рублей.

После подачи последнего заявления на условный выпуск последней партии компонентов автоклава повышенной безопасности испарительной установки в 15-дневный срок, установленный Инструкцией, ФГУП АЭХК оформило ГТД N 10607020/101106/0004476. В счет уплаты таможенных платежей были использованы денежные средства в размере 21 957 431,68 рублей из внесенных на депозит таможенного органа. Излишне уплаченные денежные средства в размере 4 700 162,35 рублей были возвращены Иркутской таможней на расчетный счет ФГУП АЭХК (п/п от 14.12.2006 г. N 34).

В феврале 2008 года в связи с изданием разъяснительного письма ФТС РФ от 19.10.2007 г. N 05-11/39133 и проводимой проверкой Иркутская таможня сообщила о том, что ФГУП АЭХК имеет задолженность по уплате таможенных платежей, а именно, сборов за таможенное оформление компонентов, входящих в состав оборудования испарительной установки, поступивших по контракту от 15.07.2004 г. N YDIN/RUS-А2-1071, оформленных по заявлениям на условный выпуск в 2005 - 2006 г. г., в размере 300 000 рублей и пени, начисленных на эту сумму за несвоевременную уплату в размере 73 326,67 рублей.

С целью приостановления начисления пени, ФГУП АЭХК по Заявлению от 08.02.2008 г. N 0/62-791 обратилось с просьбой произвести зачисление денежных средств в размере 300 000 рублей в качестве оплаты сборов за таможенное оформление по заявлениям N 10607020/030205/0000524, 10607020/230305/0001386, 10607020/121205/0005897, 10607020/150306/0001012, 10607020/280606/0002669, 10607020/031106/0004419.

18 февраля 2008 г. в адрес ФГУП АЭХК поступило Требование об уплате таможенных платежей от 08.02.2008 г. N 14 на сумму 373 326,67 рублей.

12 марта 2008 г. Иркутской таможней вынесено Решение N 3 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

Заявитель, полагая, что указанными актами нарушены его права и законные интересы, обратился с требованием о признании их незаконными.



Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что оспариваемые Требование об уплате таможенных платежей от 08.02.2008 г. N 14 и Решение N 3 от 12 марта 2008 г. о взыскании денежных средств в бесспорном порядке незаконны исходя из следующего.

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 124 ТК РФ).

Статьей 11 ТК РФ определено, что таможенная декларация это документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК РФ.

Таким образом, регулируя порядок таможенного оформления ввоза и вывоза, Таможенный кодекс РФ предусматривает подачу таможенной декларации и не предусматривает такой формы декларирования, как Заявление на условный выпуск товаров.

В соответствии с Инструкцией о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов (далее - Инструкция), утвержденной Приказом ГТК РФ от 23.04.2001 г. N 388, особый порядок декларирования предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления... на основании Заявления на условный выпуск, заполненного на бланках “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТДЗ)“ или “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)“ с предоставлением его электронной копии в формате ГТД.

Обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа до или одновременно с подачей в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост каждого заявления на условный выпуск.

Суммы денежных средств, подлежащие внесению на депозит таможенного органа, рассчитываются исходя из временной (условной) оценки партии компонентов машины, которые планируется условно выпускать по заявлению на условный выпуск. Временная (условная) оценка рассчитывается на основе фактурной стоимости партии компонентов машины.

При этом сумма таможенных платежей рассчитывается исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, установленных в отношении sianiHHbi, а также курсов иностранных валют, действующих на день принятия заявления на условный выпуск.

Заявление на условный выпуск заполняется в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения на основании Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ГТК РФ от 21.08.2003 г. N 915 с учетом особенностей, предусмотренных Инструкцией, утвержденной Приказом ГТК РФ от 23.04.2001 г. N 388. Согласно Инструкции N 388 таможенное оформление отдельных партий компонентов машины производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления по письменному заявлению заинтересованного лица, с последующей подачей грузовой таможенной декларации на всю машину в сроки, установленные Инструкцией, при условии, что в отношении условно выпускаемых для свободного обращения компонентов машины до или одновременно с принятием каждого Заявления на условный выпуск будет обеспечена уплата таможенных платежей путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа...

Суммы таможенных сборов за таможенное оформление включаются в общую сумму обеспечения уплаты таможенных платежей.

Грузовая таможенная декларация подана на испарительную установку в целом. В связи с этим, суд полагает, что Заявления на условный выпуск не могут рассматриваться в качестве грузовых таможенных деклараций, поскольку Таможенным кодексом не предусмотрено такой формы декларирования как Заявление на условный выпуск товаров. Поэтому, в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ в случаях, когда декларирование товаров не производится, таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются, следовательно, обязанность оплаты таможенного сбора за таможенное оформление при подаче Заявлений на условный выпуск у декларанта отсутствует.

В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса РФ, акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, согласно которому акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Письмо ФТС РФ от 19.10.2007 г. N 05-11/39133 “О таможенных сборах за таможенное оформление товаров“ разъясняет порядок взимания сборов за таможенное оформление при подаче каждого заявления на таможенное оформление отдельных компонентов машины, то есть ухудшает положение ФГУП АЭХК, т.к. возлагает на предприятие обязанность дополнительной уплаты сборов за таможенное оформление. В силу положений статьи 4 ТК РФ указанное Письмо не может применяться к отношениям, возникшим до его появления. Следовательно, Письмо ФТС РФ от 19.10.2007 г. N 05-11/39133 не может являться основанием возникновения задолженности по уплате сборов за таможенное оформление по заявлениям на условный выпуск N 10607020/030205/0000524, 10607020/230305/0001386, 10607020/121205/0005897, 10607020/150306/0001012, 10607020/280606/0002669, 10607020/031106/0004419.

Согласно ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Однако излишне уплаченные денежные средства в размере 4 700 162,35 рублей были возвращены Иркутской таможней на расчетный счет ФГУП АЭХК в декабре 2006 г., то есть таможенный орган на тот момент правомерно считал, что на ФГУП АЭХК нет обязанности уплачивать сборы за таможенное оформление за подачу заявлений на условный выпуск компонентов, входящих в состав оборудования испарительной установки. Таким образом, задолженность по уплате таможенных платежей по состоянию на декабрь 2006 года у предприятия отсутствовала.

Статьей 357.6 ТК РФ установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Согласно п. 3 ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В силу статьи 329 ТК РФ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с ТК РФ влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Поскольку факт нарушения таможенных процедур со стороны ФГУП АЭХК таможенным органом не установлен (к ответственности за нарушение таможенного законодательства предприятие не привлекалось), Требования об уплате таможенных платежей должны были быть выставлены не позднее 13.02.05, 01.04.05, 22.12.05, 25.03.06, 07.07.06, 13.11.06 соответственно.

Учитывая, что Иркутская таможня в Требовании от 08.02.2008 г. N 14 ссылается на Письмо ФТС РФ от 19.10.2007 г. N 05-11/39133, указывая его в качестве причины возникновения задолженности, требование об уплате таможенных платежей на основании этого письма, должно было быть выставлено не позднее 08.11.2007 г., так как Иркутской таможней указанное Письмо было получено 29.10.2007 г.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что Требование об уплате таможенных платежей от 08.02.2008 г. N 14 выставлено с пропуском десятидневного срока, установленного п. 3 ст. 350 ТК РФ. Поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.

Согласно ст. 351 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.

Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.

Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Поскольку Требование об уплате таможенных платежей от 08.02.2008 г. N 14 выставлено с пропуском срока, соответственно и Решение от 12.03.2008 г. N 3 принято после истечения срока, установленного ст. 351 ТК РФ, следовательно оно недействительно.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования ОАО “АЭХК“ удовлетворить.

Требование об уплате таможенных платежей N 14 от 08.02.08 и Решение о взыскании денежных средств N 3 от 12.03.08, вынесенные Иркутской таможней в отношении ФГУП “Ангарский ЭХК“, признать незаконными, как не соответствующие ст. ст. 4, 11, 124, 350, 351, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Иркутской таможни в пользу ОАО “АЭХК“ госпошлину в размере 2000 руб., оплаченную ФГУП “Ангарский ЭХК“ платежным поручением N 1927 от 25.03.08.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.А.КУКЛИНА