Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.09.2008 по делу N А19-9395/08-62 В удовлетворении требований о признании незаконным решения фонда социального страхования о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части предложения уплатить пени отказано, поскольку материалами дела доказана правомерность доначисления обществу страховых взносов и соответствующих сумм пени.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 сентября 2008 г. по делу N А19-9395/08-62

Судья Арбитражного суда Иркутской области Ананьина Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Росжелдорпроект“ в лице филиала Иркутский проектно-изыскательский институт “Иркутскжелдорпроект“

к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)

о признании незаконным решения,

при участии в заседании:

от заявителя: Бурнина Е.В. (доверенность N 12 от 15.02.08 г.);

от ответчика: Ребрушкина Н.В. (доверенность от 19.03.08 г. N 95);

установил:

ОАО “Росжелдорпроект“ в лице филиала Иркутский проектно-изыскательский институт “Иркутскжелдорпроект“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ N 15 от 16.04.2008 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части предложения уплатить 744 руб. 92 коп. пени.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал. В обоснование заявленных требований указал, что налогооблагаемой базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве является оплата труда (доход), а именно, доход работника, полученный работником в результате выполнения им трудовых функций. Таким образом, денежные выплаты в виде оплаты дней, предоставленных работнику в связи с рождением ребенка, в связи с регистрацией брака, выплаты единовременного пособия при рождении ребенка сверх установленного законодательством размера, выплаты ежемесячного пособия работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет сверх установленного законодательством размера, компенсация оплаты содержания детей работников в дошкольных учреждениях в зависимости от материального положения, к доходу работника не относятся и не входят в систему оплаты труда, равно как и не учитываются при расчете среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения. Вышеуказанные выплаты не зависят от результатов труда работника, его стажа. В связи с чем, начисление страховых взносов от несчастных случаев на указанные выплаты не производятся.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва, указав, что страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и другие выплаты, производимые работодателем в пользу своих сотрудников, непосредственно не связанные с результатами трудовой деятельности (доход). По мнению ответчика, возникновение объекта обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по их начислению не ставится действующим законодательством в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.



Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В период с 19.02.08 по 28.02.08 ГУ - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 2) проведена выездная проверка Иркутского проектно-изыскательского института “Иркутскжелдорпроект“ филиала ОАО “Росжелдорпроект“ по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.06 по 31.12.07.

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде обществом не начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предусмотренные коллективным договором нижеследующие выплаты: оплата дней, предоставленных работнику в связи с рождением ребенка, в связи с регистрацией брака; выплата единовременного пособия при рождении ребенка сверх установленного законодательством размера; выплата ежемесячного пособия работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет сверх установленного законодательством размера; компенсация оплаты содержания детей работников в дошкольных учреждениях в зависимости от материального положения; прочая материальная помощь работающим лицам. Сумма дополнительно начисленных страховых взносов составила 1 144 руб. 08 коп. По результатам данной проверки составлен акт N 15 н/с от 28.02.2008.

Решением ГУ - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 2) от 16.04.2008 г. N 15 по результатам выявленных нарушений ОАО “Росжелдорпроект“ филиал Иркутский проектно-изыскательский институт “Иркутскжелдорпроект“ начислены пени в сумме 744 руб. 92 коп., предложенные к уплате требованием N 15 от 28.04.2008 г.

Заявитель, не согласившись с правомерностью указанного решения в части начисления пени, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дел, выслушав доводы сторон, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 184 от 02.03.2000 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), в соответствии с пунктом 3 которых страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Согласно пункту 4 названных Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 765 от 07.07.1999, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Положениями пунктов 7 и 8 Перечня определено, что страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются лишь на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

Иных оснований для неначисления страховых взносов на оказанную материальную помощь данный нормативный акт не устанавливает.



Как видно из представленных материалов дела, обществом не начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предусмотренные коллективным договором нижеследующие выплаты: оплата дней, предоставленных работнику в связи с рождением ребенка, в связи с регистрацией брака; выплата единовременного пособия при рождении ребенка сверх установленного законодательством размера; выплата ежемесячного пособия работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет сверх установленного законодательством размера; компенсация оплаты содержания детей работников в дошкольных учреждениях в зависимости от материального положения; прочая материальная помощь работающим лицам, которые не указаны в Перечне в качестве основания неначисления страховых взносов.

Судом установлено, что вышеуказанные выплаты не указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования и были произведены обществом работникам, которые состоят в трудовых отношениях с заявителем. Указанное не оспаривается обществом и подтверждено его представителем в судебном заседании (протокол судебного заседания от 8 сентября 2008 года). В связи с чем суд считает, что такие выплаты подлежали включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о правомерном доначислении обществу страховых взносов в Фонд социального страхования в размере, установленном проверкой, находит, что оспариваемое решение вынесено правомерно, пени в сумме 744 руб. 92 коп. начислены обоснованно.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Г.В.АНАНЬИНА