Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.09.2008 по делу N А19-9805/08-56 Заявленные требования о признании незаконным решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика удовлетворены, поскольку требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2008 г. по делу N А19-9805/08-56

Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“ (далее - ОАО “Киренская РЭБ флота“)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области

о признании незаконным решения от 08.07.08 г. N 457

при участии в заседании:

от заявителя: Пуляевский И.В. - представитель по доверенности от 29.10.07 г. б/н

от ответчика: Клищевский В.И. - представитель по доверенности от 25.06.08 г. N 04-14/11145

установил:

ОАО “Киренская РЭБ флота“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области от 08.07.08 г. N 457 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.

Определением от 05.08.08 г. по делу назначено предварительное заседание на 10 час. 30 мин. 03.09.08 г., в котором объявлялся перерыв с 10 час. 55 мин. 03.09.08 г. до 14 час. 00 мин. 04.09.08 г.



04.09.08 г. представители сторон выразили согласие на завершение предварительного заседания и открытие судебного заседания, в связи с чем, вынесено соответствующее протокольное определение и открыто судебное заседание.

Представитель ОАО “Киренская РЭБ флота“ заявленные требования в судебном заседании поддержал.

Налоговый орган заявленные требования не признал, сославшись на законность оспариваемого решения.

Из представленных сторонами материалов следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области в адрес заявителя выставлено требование N 6308 об уплате по состоянию на 08.05.08 г. налога на имущество, транспортного налога и земельного налога в сумме 584150 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в сумме 4 руб. 76 коп.

В связи с неисполнением Обществом указанного требования инспекцией принято решение от 08.07.08 г. N 457 о взыскании налогов и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

Не согласившись с налоговым органом, ОАО “Киренская РЭБ флота“ попросило арбитражный суд признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области от 08.07.08 г. N 457.

По мнению заявителя, налоговый орган не имел права осуществлять указанные зачеты, в связи со следующими обстоятельствами.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.07 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО “Киренская РЭБ флота“ признано несостоятельным (банкротом).

В силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

Вместе с тем, п. 4 ст. 142 указанного Закона установлено, что требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

С учетом изложенного, налоговый орган не вправе был осуществлять взыскание в бесспорном порядке по правилам ст. 46 Налогового кодекса РФ задолженности по налогам, начисленным за 1 квартал 2008 года.

Налоговый орган требования заявителя не признал, сославшись на то, что в силу п. п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.04 г. N 29 налоговые органы вправе осуществлять взыскание текущей задолженности по налогам и пеням, возникшим в период конкурсного производства.

Исследовав имеющиеся документы, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, в связи со следующими обстоятельствами.

Как усматривается из представленных инспекцией документов, налоговый орган принял оспариваемое решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках налога на имущество, транспортного и земельного налога, начисленных по отчетности за 1 квартал 2008 года в общей сумме 584150 руб. 00 коп.



Кроме того, на вопросы суда в предварительном заседании налоговый орган направил по факсу письмо от 04.09.08 г. N 04-40/15979, в котором указал, что пени в сумме 4 руб. 76 коп., включенные в решение от 08.07.08 г. N 457, начислены на задолженность по земельному налогу за 1 квартал 2006 года.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.07 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО “Киренская РЭБ флота“ признано несостоятельным (банкротом).

В данном решении на странице 3 также отражено, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) поступило 30.05.06 г.

Таким образом, налоговый орган принял решение от 08.07.08 г. N 457 о взыскании в бесспорном порядке, минуя процедуру несостоятельности (банкротства), в отношении:

- задолженности по налогам в сумме 584150 руб. 00 коп., возникшей после открытия в отношении заявителя конкурсного производства;

- задолженности по пене в сумме 4 руб. 76 коп., начисленной в отношении налога, обязанность по уплате которого наступила до принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно п. 4 ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ требования по обязательным платежам в бюджет включаются в третью очередь реестра требований кредиторов.

В силу п. 2 ст. 137 указанного Закона в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Пунктом 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Данные ограничения относятся и к требованиям об уплате обязательных платежей, поэтому налоговые органы не имеют право требовать исполнения должником обязанностей перед бюджетами иначе, чем в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Требования налогового органа об уплате сумм задолженности по обязательным платежам и пеням могут быть погашены только в порядке очередности, установленной статьей 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

В соответствии с п. 1 ст. 4, п. п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей при определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимка), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди. Суммы штрафов (пеней) и иных финансовых (экономических) санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Федерального закона N 127-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ вне очереди покрываются текущие платежи должника.

Понятие “текущих платежей“ раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.04 г. N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“. Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве.

Таким образом, текущие платежи - обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Указанный выше п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.04 г. N 29 подлежит применению с учетом специальных норм, устанавливающих последствия введения конкурсного производства - данный вывод усматривается как из ст. 126 Закона N 127-ФЗ, так и из п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.06 г. N 25, в котором указано, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; при этом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнение решений налоговых органов прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

В п. 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.04 г. N 29 указано, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Об этом же говорит п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.06 г. N 25.

Поскольку в рассматриваемом случае конкурсное производство в отношении ОАО “Киренская РЭБ флота“ открыто с 29.10.07 г., принятие налоговым органом решения от 08.07.08 г. N 457 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках задолженности по налогам в сумме 584 150 руб. 00 коп., возникшей в 1 квартале 2008 года, то есть после открытия конкурсного производства, противоречит приведенным выше положениям Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Как уже указывалось, оставшаяся сумма задолженности в размере 4 руб. 76 коп. согласно пояснениям ответчика, изложенным в письме инспекции от 04.09.08 г. N 04-40/15979, является пеней, начисленной за неуплату земельного налога за 1 квартал 2006 года. Принимая во внимание, что заявление о признании ОАО “Киренская РЭБ флота“ поступило в суд 30.05.06 г., земельный налог за 1 квартал 2006 года не является текущим платежом и подлежит включению в реестр требований кредиторов, а следовательно и пени, начисленные за его неуплату, также не относятся к текущим платежам и не могут быть взысканы налоговым органом в бесспорном порядке, вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).

Более того, требование от 08.05.08 г. N 6308, на основании которого принято оспариваемое решение, в части пени в сумме 4 руб. 76 коп. не соответствует положениям ст. 69 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Как указано в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, если сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 Налогового кодекса РФ. Следовательно, налоговый орган должен обосновать расчет пени, включая и то обстоятельство, что у налогоплательщика в соответствующем периоде имелась недоимка и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.

Как усматривается из требования от 08.05.08 г. N 6308, в нем не отражено задолженности по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, с которой начислены указанные в данном документе пени.

Также из требования не усматривается календарный период начисления пени (даты начала и окончания начисления пени). Приведенная в требовании ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 10,5% действовала в период с 29.01.07 г. по 18.06.07 г. (Указание ЦБ РФ от 26.01.07 г. N 1788-У) и в период с 29.04.08 г. по 09.06.08 г. (Указание ЦБ РФ от 28.04.08 г. N 1997-У), что не соответствует информации, приведенной в требовании (срок уплаты налога - 01.10.07 г.).

Выставление требования об уплате пени в таком виде существенно нарушает права налогоплательщика и не может являться основанием для взыскания задолженности в порядке, установленном ст. 46 Налогового кодекса РФ, за счет денежных средств организации на счетах в банках.

Таким образом, решение от 08.07.08 г. N 457 в части взыскания пени принято не только с нарушением положений Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, но и с нарушением положений ст. ст. 46, 69 Налогового кодекса РФ.

С учетом изложенного, требования ОАО “Киренская РЭБ флота“ подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании п. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, п. 5 ст. 7 Федерального закона от 27.07.06 г. N 137-ФЗ, п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 г. N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная за рассмотрение дела о признании незаконным ненормативного правового акта налогового органа.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области от 08.07.08 г. N 457 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, как не соответствующее положениям ст. ст. 46, 69 Налогового кодекса РФ, Федеральному закону от 26.10.02 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области, расположенной по адресу 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 23, в пользу Открытого акционерного общества “Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота“ (ИНН 3831002404) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

В.Д.ЗАГВОЗДИН