Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.09.2008 по делу N А19-1802/08-61 Исковые требования о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, удовлетворены, поскольку недостаточное финансирование расходов имело место со стороны Российской Федерации, в связи с чем расходы истца на предоставление законно установленных льгот должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2008 г. по делу N А19-1802/08-61

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.08.08 г. Полный текст решения изготовлен 04.09.08 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кшановской Е.А., при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОАО “Иркутскэнерго“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ;

Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области;

Муниципальному образованию “Город Черемхово“ в лице Финансового управления Администрации г. Черемхово

третьи лица:

Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово

Финансовое управление Администрации Муниципального образования “Город Черемхово“;

Департамент социальной защиты населения Иркутской области;

о взыскании 450937 руб.

при участии в судебном заседании:



истец: Кривошеева И.В., представитель по доверенности N 5843 от 01.01.2008 г., н 28.10.2002 г.;

ответчики:

РФ - Пименова О.В., представитель по доверенности N 13-15.1/15 от 06.03.2008 г., сл. уд. 38 N 0176 от 03.03.2008 г.;

МО г. Черемхово - Самойлов С.Б. представитель по доверенности N 8 от 12.05.2008 г., уд. адв. N 00720 от 25.12.2002 г.;

Иркутская область - представители извещены, не явились;

третьи лица:

Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово - Ракито Т.В., представитель по доверенности от 04.07.2008 г., н 29.05.1998 г.;

Финансовое управление Администрации Муниципального образования “Город Черемхово“ - Самойлов С.Б. представитель по доверенности N 1156/7785 от 31.03.2008 г., уд. адв. N 00720 от 25.12.2002 г.;

Департамент соцзащиты населения Иркутской области - Рычкова Д.А., представитель по доверенности N 53-37-926/8-09 от 21.05.08 г.

установил:

иск заявлен о взыскании 12500 руб. понесенных убытков, связанных с предоставлением в 2005 г. гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования и с учетом последних уточнений, заявленных в судебном заседании 28.08.08 г., просит взыскать убытки, связанные с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг: за декабрь 2005 г. с Российской Федерации - 157079 руб. 75 коп. на основании ФЗ РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ N 4218-1 от 24.12.92 г. и Жилищного кодекса Российской Федерации; за сентябрь 2005 г. с Иркутской области - 293857 руб. 25 коп. на основании Закона Иркутской области от 05.05.2003 г. N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“. Требования к Муниципальному образованию город Черемхово в лице Финансового управления Муниципального образования город Черемхово истцом не заявлены.

В обоснование иска истец указал, что в 2005 году предоставлял гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Расходы по предоставленным субсидиям не были возмещены, вследствие чего просит взыскать их в судебном порядке.

Ответчик (Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации) иск отклонил, указав, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Бюджету субъекта в порядке межбюджетных отношений из федерального бюджета может быть предоставлена финансовая помощь на частичную компенсацию льгот. Пояснил, что с 01.03.2005 г. Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ утратил силу в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для взыскания убытков при недостаточности финансирования. Указал на отсутствие вины Российской Федерации в причинении убытков истцу. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований за январь, февраль 2005 г.

Ответчик (Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области) в судебное заседание не прибыл, о месте и времени разбирательства дела надлежаще извещен. В отзыве указал, что из федерального бюджета в соответствии со ст. 40 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ для Иркутской области из фонда софинансирования выделено и перечислено муниципальным образованиям Иркутской области 322050 тыс. руб. из них: согласно Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2005 год“ бюджету города Черемхово выделено 11615 тыс. руб. Пояснил, что по Закону Иркутской области от 05.05.2003 г. N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ и Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2005 год“ бюджету города Черемхово в соответствии с предоставленными справками о начисленных и выплаченных субсидиях на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом области от 05.05.2003 г. N 23-оз из бюджета Иркутской области было перечислено 35605 тыс. руб. Указал, что все расходные обязательства Иркутской области выполнены в полном объеме и согласно поданным сведениям о предоставленных субсидиях.



Ответчик (Муниципальное образование “Город Черемхово“ в лице Финансового управления Администрации г. Черемхово) в судебном заседании иск признал, пояснил, что в связи с подготовкой к выборам заявка на предоставление в бюджет г. Черемхово компенсации за предоставленные субсидии по Закону области от 05.05.2003 г. N 23-оз из бюджета Иркутской области за сентябрь 2005 г. не была подана.

Третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора (Департамент социальной защиты населения Иркутской области) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражало. В отзыве пояснило, что финансовое управление г. Черемхово должно было производить зачисление денежных средств на возмещение выпадающих доходов согласно поданным заявкам на лицевой счет Комплексного центра социального обслуживания граждан администрации Черемховского городского муниципального образования, являвшегося правопреемником Управления социальной защиты населения администрации Черемховского городского муниципального образования с 01.01.2005 г. При этом Финансовое управление г. Черемхово являлось главным распорядителем денежных средств, предоставленных из соответствующих бюджетов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам.

Третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора (Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово) в судебном заседании пояснило, что сведения о предоставленных компенсациях и акты сверок взаиморасчетов регулярно представлялись в Финансовое управление г. Черемхово.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, согласно ст. 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. N 444, действовавшего до 30.12.2005 г., утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно которому субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, а порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принимая Федеральный закон от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 г.“, государство не отменяло и не приостанавливало действия Закона РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“.

В соответствии с п. 8 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Истец во исполнение Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“, Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Иркутской области от 05.05.2003 г. N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ в 2005 году предоставил малообеспеченным гражданам, проживающим в Муниципальном образовании “Город Черемхово“, субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (в виде уменьшения размера платежей за тепловую энергию) на сумму 450937 руб. из них: по ФЗ РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ N 4218-1 от 24.12.92 г., Жилищному кодексу Российской Федерации в декабре 2005 г. - 157079 руб. 75 коп., по Закону Иркутской области в сентябре 2005 г. - 293857 руб. 25 коп.

Порядок возмещения выпадающих доходов предприятия от предоставления субсидий по оплате за тепловую энергию гражданам, имеющим на них право, определены договорами N 20 от 11.01.2005 г. (по федеральному закону) и N 20-16 от 11.01.2005 г. (по Закону Иркутской области) о возмещении выпадающих доходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам, заключенными между истцом и Комплексным центром социального обслуживания населения Черемховского городского муниципального образования (далее - Комплексный центр).

В соответствии с пунктами 2.1.1 договоров истец (предприятие) обязался ежемесячно производить начисление на оплату стоимости жилья и коммунальных услуг и выдавать справки на получение субсидий гражданам, имеющим на них право, а также производить уменьшение размера платежей за жилье и коммунальные услуги на сумму начисленной субсидии (пункт 2.1.2 договоров).

Во исполнение пунктов 2.3 договоров Комплексный центр представил истцу списки граждан, получивших субсидии на оплату за жилье и коммунальные услуги с указанием суммы предоставленной субсидии.

В соответствии с установленным порядком, истец для получения выпадающих доходов своевременно предоставлял в Комплексный центр счета-фактуры на оплату субсидий и согласовывал в ежемесячных актах сверки суммы предоставленных субсидий.

Расходы, связанные с предоставлением истцом гражданам субсидий по оплате теплоэнергии в сентябре 2005 г. по региональным стандартам в сумме - 293857 руб. 25 коп. и федеральным стандартам в сумме - 157079 руб. 75 коп. до настоящего времени не возмещены, что подтверждается: списками граждан, получивших субсидии, счетами-фактурами за 2005 г., ежемесячными актами сверки взаимных расчетов за 2005 г.

Доказательства возмещения всех расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2005 г. по 31.12.2005 г., в материалах дела отсутствуют.

Ответчик, ссылаясь на ст. 15.4 ФЗ РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, полагает, что расходы по компенсации предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг должна нести Иркутская область и муниципальное образование.

Суд, исследовав данный довод в судебном заседании, находит его необоснованным и подлежащим отклонению в связи со следующим:

В соответствии со ст. ст. 72, 132 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом Российская федерация вправе наделить органы местного самоуправления определенными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В порядке ст. 6 п. 4, ст. 38 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ, увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсируются органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ РФ “О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации“ от 25.09.97 г. N 126-ФЗ органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов.

В соответствии со ст. 40 ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2005 г.“ утвержден фонд софинансирования социальных расходов на 2005 год. При этом установлено, что средства фонда направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с решениями законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сумме 8600000 тыс. руб., из них Иркутской области выделено 322050 тыс. руб.

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“ установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Иркутской области от 05.05.2003 г. N 23-оз на территории области был введен дифференцированный размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг от 12% до 22% в соответствии с приложением 1, которое является неотъемлемой частью настоящего Закона.

Согласно Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2005 год“ от 22.12.04 г. N 116-оз в приложении N 9 в бюджете Иркутской области был предусмотрен объем средств на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг:

- в соответствии с федеральным законодательством в сумме 332050 тыс. руб., в том числе бюджету города Черемхово - 11615 тыс. руб.;

- в соответствии с Законом Иркутской области от 05.05.2003 г. N 23-оз 402429 тыс. руб., в том числе бюджету города Черемхово - 35605 тыс. руб.;

которые согласно приложению N 8 к Закону Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2005 г.“ от 23.10.06 г. N 66-оз были перечислены в полном объеме.

Доказательства нецелевого использования бюджетных средств Иркутской областью и (или) Муниципальным образованием г. Черемхово в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ суды исходят из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. На истца как на коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, поскольку это противоречит целям деятельности юридического лица.

Доводы ответчика (Иркутской области) о том, что Муниципальному образованию город Черемхово были перечислены достаточные денежные средства для возмещения расходов истца, связанных с предоставлением субсидий на основании областного законодательства, в связи с чем ответственность должно нести указанное муниципальное образование, являются несостоятельными. На истца не может быть возложен риск неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными или муниципальными органами своих обязанностей по распределению финансовых средств областного бюджета. Доказательств, подтверждающих возмещение непосредственно истцу соответствующих расходов в полном объеме, ответчиком - Иркутской областью не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что понесенные истцом расходы по предоставлению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг: за декабрь 2005 г. в сумме 157079 руб. 75 коп. должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации; за сентябрь 2005 г. в сумме 293857 руб. 25 коп. должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области, как публично-правовых образований, не исполнивших свою обязанность по финансированию переданных на более низкий уровень власти полномочий.

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств на компенсацию затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных субсидий, влечет возникновение у ОАО “Иркутскэнерго“ убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ Жилищным кодексом Российской Федерации возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Доводы ответчика (Российской Федерации) о пропуске истцом срока исковой давности необоснованны, поскольку истец требования о взыскании задолженности за январь - февраль 2005 г. не заявляет.

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 110, 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать в пользу открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“:

- с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 157079 руб. 75 коп. возмещение расходов по предоставленным субсидиям на коммунальные услуги и 500 руб. возмещение расходов по госпошлине;

- с Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области 293857 руб. 25 коп. возмещение расходов по предоставленным субсидиям на коммунальные услуги.

Взыскать в доход федерального бюджета в уплату госпошлины:

- с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4141 руб. 60 коп.

- с Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области - 5877 руб. 14 коп.

Исполнительные листы выдать по вступлении решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.А.КШАНОВСКАЯ