Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.08.2008 по делу N А19-6587/08-62 Требования о признании незаконными действий Фонда социального страхования по отказу в принятии изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости, а также обязании устранить допущенные нарушения удовлетворены, поскольку срок для представления уточненных деклараций (расчетов) налоговым законодательством не установлен.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 августа 2008 г. по делу N А19-6587/08-62

Судья Арбитражного суда Иркутской области Ананьина Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела образования администрации муниципального образования “Баяндаевский район“

к государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал N 7)

о признании действий незаконными,

при участии в заседании:

от заявителя: Мануев А.С. (доверенность от 20.08.2008), Варнакова Ф.С. (доверенность от 20.08.2008), Ирхипшеева Э.И. (доверенность от 20.08.2008)

от ответчика: не явились,

установил:

Отдел образования администрации муниципального образования “Баяндаевский район“ (далее - отдел образования) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - ГУ Иро ФСС) по отказу в принятии изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС, а также обязании ответчика устранить допущенное нарушение, путем принятия изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС согласно декларациям за 2001, 2003 гг.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении. Заявитель ссылается на необоснованность отказа ГУ Иро ФСС (филиал N 7) в принятии изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС согласно декларациям за 2001, 2003 гг. Считает, что отказ ГУ Иро ФСС в принятии расчетной ведомости формы 4-ФСС с изменениями начисленного ЕСН согласно декларациям за 2001, 2003 гг. неправомерно основан на положениях п. 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, отзыва не представил, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с выходом в ежегодный отпуск главного бухгалтера филиала N 7 ГУ Иро ФСС.



Суд рассмотрев данное ходатайство ответчика находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств невозможности привлечения иных лиц к участию в судебном заседании в качестве представителя ответчиком не представлено, не указаны также обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в его отсутствие.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

Заявитель действует на основании Положения о Баяндаевском отделе образования, зарегистрирован в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 85 N 000013146.

Как следует из материалов дела, до 01.01.2004 отчетность по общеобразовательным учреждениям Баяндаевского района велась централизовано отделом образования.

01.08.2003 и 01.04.2004 Баяндаевским отделом образования были представлены Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Иркутской области уточненные расчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по единому социальному налогу за 2001 и 2003 гг., в результате чего по отделу образования образовалась переплата по единому социальному налогу, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, по общеобразовательным учреждениям Баяндаевского района образовалась недоимка по единому социальному налогу, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Иркутской области с Баяндаевским отделом образования и общеобразовательными учреждениями Баяндаевского района 05.05.2005 составлены акты сверок, которыми по состоянию на 31.12.2003 подтверждена переплата единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации по Баяндаевскому отделу образования. По общеобразовательным учреждениям Баяндаевского района подтверждено наличие недоимки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

25.12.2006 Баяндаевский отдел образования обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты единого социального налога в части зачисляемой в ФСС.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Иркутской области письмом от 10.01.2007 N 07-32/83 обратилось в ГУ Иро ФСС о принятии изменения начисленного единого социального налога по форме 4-ФСС по Баяндаевскому отделу образования и образовательным учреждениям Баяндаевского района за 2001, 2003 гг. в связи с наличием переплаты у заявителя и необходимостью проведения возврата переплаты для дальнейшего погашения задолженности в разрезе школ Баяндаевского отдела образования.

Заявителем представлены в ГУ Иро ФСС изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС согласно декларациям по единому социальному налогу за 2001 год от 01.08.2003 и за 2003 год от 01.04.2004.

ГУ Иро ФСС письмом от 28.02.2008 отказано в принятии изменения начисленного ЕСН в расчетные ведомости формы 4-ФСС за 2001, 2003 гг. согласно декларациям по общеобразовательным учреждениям Баяндаевского района со ссылкой на пропуск срока исковой давности в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Также в письме указано, что данные по начисленному ЕСН представленные в отчете 4-ФСС за 2001, 2003 гг. не соответствуют данным налоговых деклараций, принятие в отчет 4-ФСС минусовых изменений по начисленному ЕСН влечет за собой возникновение переплаты по налогу.

Заявитель не согласившись с действиями ГУ Иро ФСС по отказу в принятии изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости 4-ФСС обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя, суд полагает, что заявленные требования в части оспаривания бездействия подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.



Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, предусмотрен статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Согласно статье 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Сроков представления уточненных налоговых деклараций действующим законодательством не предусмотрено.

Форма 4-ФСС Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждена постановлением ФСС РФ от 01.12.2003 N 130. С 01.01.2005 постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111 утверждена новая форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), а также предусмотрен Порядок заполнения Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ).

Согласно установленному Порядку Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) составляется по форме, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111.

В расчетной ведомости заполняют все предусмотренные показатели. В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель.

Расчетная ведомость представляется в Фонд по месту регистрации ежеквартально нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В Разделе I “Для страхователей - налогоплательщиков, уплачивающих единый социальный налог“ в таблице 2 “Расчеты по единому социальному налогу“ по строке 2 “Изменения начисленного единого социального налога в соответствии с налоговой декларацией за прошлые годы“ отражают суммы единого социального налога на основании изменений, внесенных налогоплательщиком в налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ).

Как следует из материалов дела, заявителем в налоговый орган были представлены уточненные налоговые декларации за 2001 и 2003 года по единому социальному налогу, согласно которым, а также согласно составленным 05.05.2005 с налоговым органом актом сверок по состоянию на 31.12.2003 у заявителя образовалась переплата единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации. По общеобразовательным учреждениям Баяндаевского района образовалась недоимка единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Указанное послужило основанием для внесения заявителем изменений начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС, согласно Порядку заполнения Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111.

Суд находит неправомерным отказ ГУ Иро ФСС в принятии изменений начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС со ссылкой на статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку речь идет не о зачете или возврате излишне начисленного налога, а о принятии расчетной ведомости формы 4-ФСС с изменениями начисленного ЕСН отраженного на основании изменений, внесенных налогоплательщиком в налоговую декларацию в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изменения, внесенные налогоплательщиком в налоговую декларацию за 2001 и 2003 гг. были приняты налоговым органом, в связи с чем у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в принятии изменений начисленного ЕСН в Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации. В данном случае суд находит, что такие действия ГУ Иро ФСС не соответствуют статье 81 Налогового кодекса Российской Федерации нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб., уплаченной заявителем при обращении в арбитражный суд с заявлением (платежное поручение от 26.06.2008 N 127).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать действия государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) по отказу в принятии изменения начисленного ЕСН в расчетной ведомости формы 4-ФСС незаконными.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия расчетной ведомости формы 4-ФСС с изменениями начисленного единого социального налога согласно декларациям за 2001, 2003 гг.

Взыскать с государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) в пользу Баяндаевского отдела образования расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья

Г.В.АНАНЬИНА