Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 05АП-1152/2009 по делу N А24-24/2009 Правомерно признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ за непоступление в установленный контрактом срок валютной выручки, так как валютная выручка поступила в срок, предусмотренный контрактом, с учетом внесенных в него изменений и дополнений, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2009 г. N 05АП-1152/2009

Дело N А24-24/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2009 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Солохиной

судей: З.Д. Бац, Н.В. Алферовой

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит

при участии:

от ООО “Камчатка“: представитель Васякин Е.Н. по доверенности от 20.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, ан 20.07.2007

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае: не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

на решение от 16.02.2009

судьи А.Н. Венина

по делу N А24-24/2009 Арбитражного суда
Камчатского края

по заявлению ООО “Камчатка“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2008 N 38-08/168 о назначении административного наказания.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Камчатка“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - Управление, административный орган) N 38-08/168 от 11.12.2008, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10.184.272 руб. 05 коп.

Решением от 16.02.2009 Арбитражный суд Камчатского края удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, признав незаконным и отменив как несоответствующее действующему законодательству постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае N 38-08/168 от 11.12.2008 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Камчатка“ к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10.184.272 руб. 05 коп.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда от 16.02.2009. Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушил нормы процессуального права, в связи с чем считает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что актом сверки Общества и Уполномоченного банка установлено полное поступление валютной выручки. При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что неоднократно обращался к Обществу с требованиями о предоставлении актов сверок
между ООО “Камчатка“ и корейской компанией нерезидентом “Virgo group Co. LTD“ в рамках контракта от 22.12.2003 N VG-02/03, а также сведения о товарах отгруженных в рамках данного контракта. В связи с непредставлением обществом запрошенных сведений и документов, а также в связи с истечением срока давности привлечения Общества к административной ответственности, Управление не смогло направить запрос в Государственную морскую Инспекцию Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России и Уполномоченный банк о предоставлении копий судовых грузовых деклараций, оформленных ООО “Камчатка“ по рыбопродукции отгруженной за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Управление полагает, что протокол обыска (выемки) от 28.06.2007 не свидетельствует о невозможности предъявления Обществом необходимых документов в ходе рассмотрения административного дела, поскольку в указанном протоколе отсутствует ссылка на изъятие документов, связанных с отгрузкой рыбопродукции (расчеты с покупателями).

Кроме того, административный орган полагает, что судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права, а именно: судом первой инстанции необоснованно, по мнению Управления, отклонены ходатайства последнего об обязании Общества предоставить административному органу отсутствующие у него копии документов, представленных суду первой инстанции 10.02.2009, а также об отложении судебного разбирательства для предоставления Управлением дополнительных доказательств и ходатайство о предоставлении возможности Управлению снять копии с документов, предоставленных ООО “Камчатка“ в материалы дела 10.02.2009.

Одновременно с апелляционной жалобой Управлением подано ходатайство об истребовании сведений об отгруженной рыбопродукции за пределами таможенной территории Российской Федерации ООО “Камчатка“ в рамках контракта от 22.12.2003 N VG-02/03, за период с 01.01.2004 по 31.12.2008 в Государственной морской Инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Корфская, 8.

Извещенное надлежащим образом о месте и времени
судебного заседания Управление явку своего представителя в суд не обеспечило. Через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда представило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления. Судом ходатайство удовлетворено, жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления по имеющимся в материалах дела документам.

Представитель ООО “Камчатка“ в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции от 16.02.2009, как законное и обоснованное, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, представитель общества возразил по заявленному Управлением ходатайству об истребовании дополнительных сведений.

Рассмотрев ходатайство Управления об истребовании сведений об отгруженной рыбопродукции за пределами таможенной территории Российской Федерации ООО “Камчатка“ в рамках контракта от 22.12.2003 N VG-02/03, за период с 01.01.2004 по 31.12.2008 в Государственной морской Инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Корфская, 8, апелляционная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Таким образом, Управление обязано представить испрашиваемые сведения в обоснование своих доводов. Доказательств невозможности самостоятельно истребовать в Государственной морской Инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России указанных сведений, подателем апелляционной жалобы не представлено.

Кроме того, испрашиваемые Управлением сведения должны были предметом рассмотрения в ходе административного разбирательства и были положены в основу вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

Апелляционная коллегия полагает, что в материалах дела
имеются все необходимые для рассмотрения дела по существу доказательства, в связи с чем заявленное Управлением ходатайство об истребовании дополнительных сведений подлежит отклонению.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

22.12.2003 между ООО “Камчатка“ (продавец) и корейской компанией “Virgo group Co. LTD“ (покупатель) заключен контракт N VG-02/03, по которому 29.03.2004 в ЗАО “Муниципальный Камчатпрофитбанк“ открыт паспорт сделки (далее ПС) N 1/10874390/000/0000000230 (с 05.07.2004 данному ПС присвоен N 04070023/2103/0000/1/0) с указанием суммы 1.600.000 долл. США и даты завершения исполнения обязательств по контракту - 15.01.2005.

Предметом контракта являлась продажа Обществом корейской компании мороженной рыбопродукции - трески обезглавленной в объеме до 800 тонн.

Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что 50% от общей суммы контракта вносится покупателем с 22.12.2003 по 10.01.2004 и списывается с суммы каждой отгрузки в размере 50% от суммы отгруженного товара. Оставшаяся сумма, согласно фактической отгрузки за вычетом 50% внесенной предоплаты вносится покупателем в течении 3-х банковских дней с момента отгрузки товара.

Дополнениями от 02.04.2004, 01.12.2004, 27.12.2006 N 1, 2, 3 и Приложения от 09.04.2004, 21.04.2004, 08.08.2006, 21.09.2006, 28.12.2006, 05.01.2007, 08.01.2007, 22.01.2007, 19.02.2007, 22.03.2007, 28.03.2007, 28.03.2007, 12.04.2007 N 1, 2, 8, 10, 12, 12/1, 12/2, 12/3, 12/4, 18, 20, 21, 22 к контракту предусмотрено, что Общество осуществляет поставку товара в расширенном ассортименте до 31.12.2007; покупатель производит платеж в течении 5 банковских дней с момента отгрузки товара. Ориентировочная цена контракта составляет 5.000.000 долл. США.

Актом N 10705000/071008/0000052 от 07.10.2008 Камчатской таможней оформлены результаты проведенной документальной проверки ООО “Камчатка“ по вопросу репатриации валютной выручки от экспорта товаров по контракту N VG-02/03 от 22.12.2003. В ходе проверки установлено, что согласно ведомости банковского контроля
от 07.07.2008 в период с 29.03.2004 по 27.03.2007 в адрес Общества поступила валютная выручка в общей сумме 1 318 068,67 долл. США. Согласно грузовым таможенным декларациям товар задекларирован и вывезен с территории Российской Федерации на общую сумму 1 871 271,61 долл. США.

Дата завершения исполнения обязательств по контракту согласно ПС N 04070023/2103/0000/1/0 и ведомости уполномоченного банка 31.12.2007. Вместе с тем валютная выручка в сумме 553.202,94 долл. США на банковские счета в уполномоченный банк в установленный срок не поступила.

07.10.2008 руководителем функциональной группы валютного контроля, главным таможенным инспектором Камчатской таможни Горбачевым Д.И. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО “Камчатка“, согласно которому Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в непоступлении на банковские счета в уполномоченный банк валютной выручки в сумме 553.202,94 долл. США

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 11.12.2008 руководителем Территориального управления Горюновым С.Н. вынесено постановление N 38-08/168 о назначении административного правонарушения, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере трех четвертых суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию, что составило 10.184.272 руб. 50 коп. Дело рассмотрено в присутствии представителя Общества по доверенности Васякина Е.Н. Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела 11.12.2008 в 14 часов 30 минут получено 02.12.2008 законным представителем - генеральным директором ООО “Камчатка“ Бобровым С.И. Выводы Ф.И.О. результатам таможенной проверки: Общество не обеспечило получение на свои банковские счета иностранной валюты в сумме 553.202,94 долл. США
за переданные нерезиденту товары по ПС N 04070023/2103/0000/1/0.

Общество, полагая, что привлечено к административной ответственности без достаточных оснований, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае N 38-08/168 от 11.12.2008.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные Обществом требования, пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого правонарушения, в связи с чем постановление Управления 30-08/168 от 11.12.2008 было признано незаконным и отменено.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

В силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в 25 главе АПК РФ и Федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно частям 1 и 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ от 10.12.2003 N
173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, исключительные права на них.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям установлена в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“. При этом, в силу части 4 статьи 5 указанного Федерального закона, единые формы учета и отчетности
по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Частью 11 статьи 23 Закона о валютном регулировании установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 часть 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании).

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки“ резиденты при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.

Пунктом 1.3 Инструкции N 117-И предусмотрено, что документы, указанные в пункте 1.2, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

Справка о валютных операциях Указанием Центрального банка РФ “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ от 10.12.2008 N 1950-У отнесена
к формам учета по валютным операциям для резидентов.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается сторонами, отгрузка продукции по условиям заключенного контракта от 22.12.2003 N VG-02/03 в адрес нерезидента осуществлялась, как из таможенной территории Российской Федерации, так и из экономической зоны.

Обществом был оформлен паспорт сделки на валютные операции между резидентом, что не было учтено таможенным органом при проведении плановой проверки и составлении протокола об административном правонарушении. Проверка репатриации валютной выручки проводилась по товарам, отгруженным в адрес корейского партнера с территории таможенного контроля и отраженным в ПС N 04070023/2103/0000/1/0.

Таким образом, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что проверка исполнения сторонами контракта от 22.12.2003 N VG-02/03 в полном объеме административным органом не проведена, а именно не были истребованы первичные документы, отражающие исполнение контракта от 22.12.2003 N VG-02/03.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что все документы неоднократно запрашивались у Общества, которое свою обязанность по их предоставлению не исполнило, коллегией отклоняется, поскольку административный орган при рассмотрении административного дела обязан в полном объеме исследовать обстоятельства дела. Для этого административному органу предоставлен широкий круг полномочий, которыми в рассматриваемом случае, Управление не воспользовалось. Так Управлением не отрицается тот факт, что не обращалось ни в Государственную морскую Инспекцию Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России, ни в Уполномоченный банк с требованиями о предоставлении необходимых сведений.

Кроме того, опровергаются материалами дела и иные доводы заявителя апелляционной жалобы.

Так во исполнение определения Арбитражного суда камчатского края от 26.01.2009 по настоящему делу ООО “Камчатка“ провело сверку с ЗАО “Муниципальный Камчатпрофитбанк“ по поступлению валютной выручки и отгрузкам рыбопродукции согласно подтверждающих документов в рамках внешнеэкономического контракта от 22.12.2003 N VG-02/03.

Актом сверки (т. 1 л.д. 54) установлено, что общее поступление валютной выручки в рамках указанного контракта составило 4.065.434, 56 долл. США, а отгрузок по подтверждающим документам произведено на сумму 3.802.905, 34 долл. США. Все валютные операции согласно приложенным к акту сверки документам проведены до 31.12.2007, то есть в срок, предусмотренный внешнеторговым контрактом с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Оснований недостоверности данных, указанных в акте сверки, Управлением в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Не находит своего подтверждения и доводы Управления, касающиеся изменения Обществом кодов валютных операций 26.11.2008 с “12020“ на “10080“ по ПС N 04070023/2103/0000/1/0, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, это изменение не было обусловлено иными первичными документами, а мотивировано ошибочной идентификацией совершенной первоначально. При этом, оценка правильности присвоения Обществом измененных кодов валютных операций административным органом дана не была.

На основании вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, является правильным.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

С учетом изложенного, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в камчатском крае 30-08/168 от 11.12.2008 правомерно признано незаконным и отменено, как несоответствующее действующему законодательству.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права являются необоснованными.

Как следует из материалов дела, указанные Управлением ходатайства были заявлены административным органом 12.02.2009. При этом, согласно протоколу судебного заседания от 10.02.2009, судом был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 12.02.2009 специально для ознакомления Управления с представленными Обществом документами. 11.02.2009 согласно записи в заявлении представитель управления с материалами дела был ознакомлен. Таким образом, при ознакомлении с материалами дела 11.02.2009 Управление могло воспользоваться своим правом и снять копии с представленных Обществом документов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства с целью предоставления Управлению возможности снять копии с представленных Обществом документов.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2009 по делу N А24-24/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Т.А.СОЛОХИНА

Судьи:

З.Д.БАЦ

Н.В.АЛФЕРОВА