Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2009 по делу N А15-1833/2008 При осуществлении функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 г. по делу N А15-1833/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Дагестанская энергосбытовая компания“ - Каитова М.К. (доверенность от 29.10.2008), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан - Мусаева М.М. и Магомедова М.Н. (доверенность от 08.04.2009), от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан - Гусейнова М.Ш. (доверенность
от 14.04.09), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Юрэнергоконсалт“, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.01.2009 по делу N А15-1833/2008 (судья Батыраев Ш.М.), установил следующее.

ОАО “Дагестанская энергосбытовая компания“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 17.07.2008 N 980.

Определениями от 02.12.2008 и от 25.12.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заявителя - ООО “Юрэнергоконсалт“, на стороне заинтересованного лица - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан.

Решением от 29.01.2009 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество оплатило приобретенные векселя в полном объеме, они впоследствии переданы в счет оплаты приобретенной электроэнергии. В судебном заседании налоговая инспекция подтвердила факт предоставления всех документов, за исключением платежных поручений об оплате векселей. Налоговый орган нарушил требования статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о заблаговременном извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить. На момент проведения проверки общество не представило документы, подтверждающие фактически произведенные расходы. Эти документы представлены только в суд, минуя налоговый орган. Суд не выяснил причину непредставления доказательств налоговой инспекции. О новом рассмотрении материалов налоговой проверки общество извещено
17.07.2008 в 8 часов 30 минут. На рассмотрение повторно явился представитель общества без надлежащей доверенности. Таким образом, общество своевременно извещалось о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отзыве на жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан поддерживает доводы кассационной жалобы, общество и ООО “Юрэнергоконсалт“ - просят оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года.

По результатам проверки составлен акт от 06.06.2008 N 465 и принято решение от 17.07.2008 N 980 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, предложении внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, и уменьшении налоговых вычетов по НДС за декабрь 2007 года на 178 805 711 рублей.

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.

Налоговое законодательство не содержит определения балансовой стоимости, поэтому согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации этот термин следует определять в том значении, в каком он используется в нормативных актах, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета.

Оценка имущества и обязательств производится для их
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (статья 11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“).

Следовательно, при использовании в расчетах за товары (работы, услуги) векселя третьего лица размер налогового вычета должен соответствовать фактически произведенным расходам на его приобретение.

Вычетам подлежат суммы налога, в отношении которых налогоплательщик подтвердил реальность расходов на их фактическую уплату. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.04.2004 N 169-О указал, что обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными, должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Основанием для непринятия к вычету 178 805 711 рублей НДС послужило непредставление заявителем в налоговый орган документов, подтверждающих балансовую стоимость векселей, переданных в оплату, а также копий векселей.

По требованию налоговой инспекции от 22.04.2008 N 113 общество представило на проверку договоры купли-продажи, акты приема-передачи векселей, акт сверки взаимных расчетов по договору займа, счета-фактуры, книги покупок, платежные поручения, агентский договор от 17.08.2006 N 6/А/ДЭС.

Согласно договору от 26.12.2007 N 910054-07 ОАО АКБ “Еврофинанс Моснарбанк“ (векселедатель) передал обществу (векселедержатель) 25 простых векселей на общую сумму 112
405 817 рублей 32 копейки, о чем свидетельствуют акт приема-передачи от 26.12.2007, мемориальные ордера банка от 26.12.2007 N 1056 - 1070, 1072 - 1075, 1077, 1078, 1082 - 1085.

На основании договора от 26.12.2007 N 910053-07 ОАО АКБ “Еврофинанс Моснарбанк“ передало обществу 30 простых векселей на общую сумму 291 262 135 рублей 80 копеек, что подтверждается актом приема-передачи от 26.12.2007, мемориальными ордерами банка от 26.12.2007 N 1013, 1014, 1017 - 1044.

В счет оплаты поставленной электроэнергии по договору купли-продажи от 16.02.2007 общество передало ОАО “Северо-Западная ТЭЦ“ простые векселя ОАО АКБ “Еврофинанс Моснарбанк“ на общую сумму 26 979 471 рубль 54 копейки.

На основании соглашения о новации обязательств от 25.12.2007 N 1 общество передало ОАО “ОГК-3“ простые векселя ОАО АКБ “Еврофинанс Моснарбанк“ на общую сумму 42 369 759 рублей 84 копейки в счет оплаты поставленной в 2007 году электроэнергии, что подтверждается актом приема-передачи от 29.12.2007.

По договору от 27.12.2007 N 910055-07 общество приобрело у ОАО АКБ “Еврофинанс Моснарбанк“ простые векселя на сумму 41 135 689 рублей 15 копеек, о чем свидетельствует акт приема-передачи от 27.12.2007.

На основании соглашения о порядке расчетов от 01.06.2007 общество передало ОАО “Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергетики“ 28 векселей ОАО АКБ “Еврофинанс Моснарбанк“ на сумму 149 004 371 рубль 38 копеек.

Согласно договору от 28.12.2007 N ЦБ30489/7 общество приобрело у ЗАО “Газэнергопромбанк“ простой вексель на сумму 174 500 тыс. рублей, что подтверждается актом приема-передачи, платежным поручением от 28.12.2007 N 21.

На основании соглашения о порядке расчетов за электроэнергию от 16.07.2007 общество передало ОАО “Мосэнерго“ в счет оплаты поставленной электроэнергии простой вексель ЗАО “Газэнергопромбанк“
на сумму 174 500 тыс. рублей, что подтверждается актом приема-передачи от 29.12.2007, платежными поручениями от 27.12.2007 N 20.

По договору купли-продажи векселей от 27.12.2007 ООО “Торгцентр“ передало обществу вексель ООО “Ультраформ Проект“ на сумму 8 363 рубля 67 копеек, что подтверждается актом приема-передачи от 27.12.2007. В последующем вексель передан ОАО “ТГК N 2“ в счет оплаты поставленной электроэнергии, о чем составлен акт от 29.12.2007.

Общество приобрело у ОАО “Банк “Возрождение“ простые векселя на сумму 42 393 205 рублей 55 копеек, что подтверждается актом приема-передачи от 28.12.2007, платежным поручением от 28.12.2007. Впоследствии вексель передан ОАО “Территориальная генерирующая компания N 1“ в счет оплаты поставленной электроэнергии, о чем свидетельствует акт приема-передачи от 29.12.2007.

По договору от 26.12.2007 N ВС26/12/07-01 общество приобрело у ООО КБ “Агроимпульс“ векселя на общую сумму 165 718 963 рубля 79 копеек, о чем составлен акт от 26.12.2007. Впоследствии векселя переданы ОАО “Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ в счет оплаты поставленной электроэнергии, что подтверждается актом приема-передачи от 27.12.2007, платежными поручениями от 26.12.2007 N 11, 17 - 19.

По договору купли-продажи от 27.12.2007 общество приобрело у ОАО “Севкавэнерго“ вексель ОАО АКБ “Агроимпульс“ номинальной стоимостью 255 226 рублей 25 копеек, о чем составлен акт от 27.12.2007, а по договору от 27.12.2007 общество приобрело у ОАО “Карачаево-Черкесскэнерго“ вексель того же банка на сумму 1 105 169 рублей 37 копеек.

На основании договора от 24.12.2007 N В-854-11 общество приобрело у ОАО “Столичный торговый банк“ векселя общей стоимостью 149 594 625 рублей 93 копейки (оценочная стоимость 145 106 787 рублей 15 копеек), о чем составлен акт от 24.12.2007.
Оплата произведена платежным поручением от 24.12.2007 N 2. Впоследствии векселя переданы ФГУП “Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях“ Концерн “Росэнергоатом“ в счет оплаты поставленной в декабре 2007 года электроэнергии, о чем составлен акт от 27.12.2007 N 50/07-П.

Суд установил и материалами дела подтверждается оплата обществом приобретенных векселей, переданных впоследствии поставщикам в счет оплаты приобретенной электроэнергии.

Суд установил, что общество до составления акта камеральной проверки представило все документы, истребованные по требованию от 22.04.2008 N 113, за исключением платежных поручений об оплате векселей. Копии платежных документов общество направило в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.

Следовательно, суд правомерно исследовал представленные обществом документы, подтверждающие факт оплаты векселей.

Нормы права к установленным судом обстоятельствам применены правильно, выводы суда соответствуют имеющимся
в деле доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.01.2009 по делу N А15-1833/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.В.ЗОРИН