Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2009 по делу N А32-16269/2008-59/177 Суд установил, что счета-фактуры, по которым обществу отказано в применении налогового вычета, не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как содержат противоречивые данные о грузоотправителе товара.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2009 г. по делу N А32-16269/2008-59/177

Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Факел“ - Муравей Н.С. (доверенность от 04.08.2008), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края - Кокуркиной Е.В. (доверенность от 07.04.2009 N 04-01870), Толмачевой Е.К. (доверенность от 08.04.2009 N 04-01863), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Факел“ на решение Арбитражного
суда Краснодарского края от 07.10.2008 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 (судьи Шимбарева Н.В., Андреева Е.В., Винокур И.Г.) по делу N А32-16269/2008-59/177, установил следующее.

ООО “Факел“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 02.07.2008 N 15-21/41 в части доначисления 10 946 рублей штрафа по НДС, 60 090 рублей пени и 498 940 рублей НДС, 38 087 рублей 20 копеек налога на прибыль (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009, признано недействительным решение налоговой инспекции от 02.07.2008 N 15-21/41 в части доначисления 10 955 рублей налога на прибыль за 2005 год, 15 540 рублей налога на прибыль за 2006 год, 19 830 рублей НДС за май 2006 года, 2 404 рублей пени. В удовлетворении остальной части требования отказано. В части отказа от требований производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что в счетах-фактурах содержатся противоречивые сведения в отношении грузоотправителя товара. Получение вычета по НДС возможно при отсутствии товарно-транспортных накладных и при наличии товарных накладных формы ТОРГ-12. Общество правомерно начисляло амортизационные отчисления. Расходы на проведение экологической экспертизы относятся к расходам в силу подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требования. По мнению заявителя, общество представило
документы, подтверждающие реальность хозяйственных операций. Факт поступления товара и размер понесенных расходов по их оплате налоговая инспекция не оспаривает. Товарные накладные надлежаще оформлены.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей общества и налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.10.2005 по 31.12.2006, водного налога и НДФЛ с 01.10.2005 по 30.09.2007.

По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 30.04.2008 N 15.21/26 и приняла решение от 02.07.2008 N 15-21/341 о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 10 946 рублей штрафа по НДС, по статье 126 Кодекса в виде 400 рублей штрафа, доначислении 41 519 рублей налога на прибыль, 499 940 рублей НДС и 60 090 рублей пени.

В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая обществу частично в удовлетворении требований, суд правомерно руководствовался следующим.

Статья 171 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет налогоплательщику право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (часть 2 статьи 171 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Суд обоснованно пришел к выводу, что общество не подтвердило право
на вычет НДС по счетам-фактурам ООО “Мегапром“. При этом суд исходил из того, что общество не доказало реальность хозяйственных операций, товарно-транспортные документы по поставке товара отсутствуют.

Довод общества о том, что наличие либо отсутствие товарных и товарно-транспортных накладных не влияет на применение налоговых вычетов, обоснованно не принят судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Исходя из указанных норм, предоставленные товарные и товарно-транспортные накладные, составленные в установленной законодательством форме, могут свидетельствовать о реальности осуществляемых налогоплательщиком товарных операций, что является необходимым условием для применения налогового вычета по НДС.

Суд установил, что счета-фактуры, по которым обществу отказано в применении налогового вычета, не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как содержат противоречивые данные о грузоотправителе товара ОАО “НК “Роснефть“-Туапсенефтепродукт“.

Кроме того, в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля установлено, что ОАО “НК “Роснефть“-Туапсенефтепродукт“ (правопреемник ОАО “НК “Роснефть“) не имеет договорных отношений с ООО “Мегапром“, ООО “Факел“, ООО “Цементная транспортная компания“ и ООО “Аспект“; спорные счета-фактуры от 18.01.2006 N 9, от 19.01.2006 N 12, от 29.01.2006 N 17, от 22.02.2006 N 24, от 15.03.2006 N 38, от 10.05.2006 N 43, от 11.05.2006 N 44, от 09.08.2006 N 145, соответствующие им накладные не принадлежат ОАО “НК “Роснефть“-Туапсенефтепродукт“; автоцистерны N Е 246 НК 23, Щ 872 ХР 23 не являются транспортом ОАО “НК “Роснефть“-Туапсенефтепродукт“, погрузка в них ГСМ и прохождение этих автотранспортных средств через проходную не производилась ОАО “НК
“Роснефть“-Туапсенефтепродукт“.

Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, подтверждаются материалами дела и документально не опровергаются заявителем.

Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу N А32-16269/2008-59/177 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.КАНАТОВА

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.А.ЧЕРНЫХ