Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.04.2009 по делу N А32-21807/2008-5/303-126АП Заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, за реализацию алкогольной продукции без товарно-транспортных документов удовлетворены, поскольку установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2009 г. по делу N А32-21807/2008-5/303-126АП

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 3 апреля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Прокофьевой Т.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Лифенцовой Л.Н. (доверенность от 30.07.2008), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Русь“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление N 733,734), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Русь“ на решение Арбитражного суда
Краснодарского края от 17 ноября 2008 года по делу N А32-21807/2008-5/303-126АП (судья Бондаренко И.Н.), установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Русь“ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за реализацию алкогольной продукции без товарно-транспортных документов.

Решением суда от 17 ноября 2008 года общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа с конфискацией алкогольной продукции по протоколу изъятия от 09.10.2008 N 3922. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Заявитель жалобы указывает на отсутствие его вины в совершении правонарушения, поскольку приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства: приказом от 10.01.2008 N 06-К лицом, ответственным за подготовку и заверение товарно-сопроводительной и разрешительной документации, назначен бармен Духу Т.П.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 09.10.2008 N 20/568 налоговая инспекция провела проверку кафе “Роза Ветров“, принадлежащего обществу и расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Л. Чайкиной, 1/1, по вопросу соблюдения порядка реализации алкогольной продукции.

В ходе проверки установлено, что при реализации водки “Беленькая“ емкостью 0,05 л по цене
14 рублей и коньяка “Лезгинка“ емкостью 0,5 л по цене 500 рублей по первому требованию покупателя не представлены документы, подтверждающие легальность ее производства и оборота: сертификаты соответствия и справки к товарно-транспортным накладным. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 09.10.2008 N 003922 и протоколе об административном правонарушении от 16.10.2008 N 008141.

Материалы административного дела направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса.

Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) запрещается оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ в перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, включена, в том числе справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Обязанность продавца алкогольной продукции иметь справки к товарно-транспортным накладным предусмотрена также пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).

В пункте 12 Правил указано, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию
с сертификатом или декларацией о соответствии.

Ответственность за осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции и без справки к товарно-транспортной накладной предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса.

Ни в момент проверки, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни в материалы дела обществом не представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию. Факт совершения правонарушения установлен судом и не оспаривается обществом.

Довод кассационной жалобы об отсутствии вины общества в совершении правонарушения подлежит отклонению в виду следующего.

В силу пункта 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае вина общества заключается в отсутствии надлежащего контроля с его стороны за действиями своих работников при исполнении ими служебных обязанностей. Неисполнение юридическим лицом законодательства, касающегося порядка реализации алкогольной продукции, вследствие ненадлежащего контроля за исполнением трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности, установленной частью 2 статьи 14.16 Кодекса. Возложение ответственности на юридическое лицо не препятствует ему в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного работником.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного
суда Краснодарского края от 17 ноября 2008 года по делу N А32-21807/2008-5/303-126АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.МАЦКО

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

В.Н.ЯЦЕНКО