Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 по делу N А15-1760/2008 Муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации. Поэтому основания для признания сельсовета налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2009 г. по делу N А15-1760/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 6 марта 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Зорина Л.В. и Черных Л.А., в отсутствие заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан и заинтересованного лица - муниципального образования “Сельсовет Турагский“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 30293, 30294), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республике Дагестан от 22.10.2008 по делу
N А15-1760/2008 (судья Ахмедов Д.А.), установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию “Сельсовет Турагский“ (далее - муниципальное образование, сельсовет) о взыскании 94 209 рублей 39 копеек задолженности, в том числе: 8 168 рублей налога на имущество и 54 рублей 39 копеек пени, 80 262 рублей земельного налога и 5 725 рублей пени.

Решением от 22.10.2008 с сельсовета взыскано 8 168 рублей налога на имущество и 54 рубля 39 копеек пени. В остальной части отказано. Судебный акт мотивирован тем, что муниципальное образование не является плательщиком земельного налога в смысле, придаваемом этому Налоговым кодексом Российской Федерации. Сельсовет признал наличие задолженности по налогу на имущество.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить в части отказа удовлетворении требования, поскольку сельсовет представил сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Кроме того, он представлял декларации по земельному налогу, где указано на исчисление земельного налога.

Отзыв на жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в адрес сельсовета выставила требования от 03.06.2008 N 278, от 07.04.2008 N 17980, от 19.05.2008 N 23973, от 19.08.2008 N 29637 о взыскании налогов и пени.

В связи с неисполнением в установленный срок указанных требований налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования налоговой инспекции о
взыскании земельного налога, суд, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации. Поэтому основания для признания сельсовета налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых
гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

С учетом положений названных правовых норм муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следовательно, основания для признания муниципального образования “сельсовет Турагский“ налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют.

Кроме того, налоговая инспекция не представила в материалы дела доказательств того, что муниципальное образование обладает спорными земельными участками на основаниях, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд правомерно отказал налоговой инспекции во взыскании с муниципального образования 80 262 рублей земельного налога и 5 725 рублей пени.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговой инспекции надлежит возвратить из федерального бюджета государственную пошлину.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно,
нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республике Дагестан от 22.10.2008 по делу N А15-1760/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Межрайонной инспекции ФНС N 4 по Республике Дагестан возвратить из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.12.2008 N 246.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.БОБРОВА

Судьи

Л.В.ЗОРИН

Л.А.ЧЕРНЫХ