Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2009 по делу N А53-9374/2008-С4-10 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, отказано, поскольку действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2009 г. по делу N А53-9374/2008-С4-10

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от взыскателя - общества с ограниченной ответственностью “Алиса“ - Мартыненко Л.Д. (доверенность от 21.10.2008), в отсутствие должника - администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области и Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, надлежаще извещенных о времени и месте
судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Алиса“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2008 (судья Кондратенко Т.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 (судьи Ткаченко Т.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-9374/2008-С4-10, установил следующее.

ООО “Алиса“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Глянь Л.А. (далее - судебный пристав-исполнитель), выразившихся в вынесении постановления от 22.05.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу N 122019, выданному Арбитражным судом Ростовской области по делу N А53-22024/2007-С2-32 о взыскании с администрации г. Ростова-на-Дону в пользу общества 6 тыс. рублей госпошлины.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали, что действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Общество ссылается на невыполнение судебным приставом-исполнителем обязанностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2008 по делу N А53-22024/2007-С2-32 с администрации г. Ростова-на-Дону в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей
госпошлины. 04.05.2008 выдан исполнительный лист N 122019, который направлен для исполнения в службу судебных приставов.

22 мая 2008 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом - ОФК по Ленинскому и Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, расположенным по проспекту Семашко, 117 “г“) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение. Это послужило для общества основанием для обращения в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что судебный пристав-исполнитель не нарушил действующее законодательство, прав и законных интересов общества и основания для признания его действий незаконными отсутствуют.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает данные выводы обоснованными и правомерными.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Статьи 242.1 и 242.2 Бюджетного кодекса устанавливают порядок направления исполнительных документов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и т.д., а именно: для обращения взыскания на бюджетные средства соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации“ (далее - постановление от 22.06.2006 N 23) разъяснено следующее. Арбитражным судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. Исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.

Общество не представило доказательств направления исполнительного документа в соответствующий орган казначейства, являющийся финансовым органом муниципального
образования. При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований основаны на приведенных нормах и соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.2006 N 23.

Довод общества о нарушении судебным приставом процессуального срока вынесения постановления от 22.05.2008 следует признать обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.

Материалы дела свидетельствуют о том, что указанный процессуальный срок судебным приставом-исполнителем нарушен на 8 дней. Между тем это не привело к нарушению прав и законных интересов общества и принятию судами незаконных судебных актов. Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая оценка. В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не полномочен переоценивать доказательства. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения от 04.08.2008 и апелляционного постановления от 19.11.2008 отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу N А53-9374/2008-С4-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Судьи

Л.И.САВЕНКО

Н.В.ЧЕСНЯК