Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2009 по делу N А15-355/2007 Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у правительства отсутствовали и отсутствуют законные основания требовать возврата предоставленных учреждению средств из республиканского бюджета за счет средств, выделенных из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2009 г. по делу N А15-355/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Илюшникова С.М. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Федерального государственного учреждения “Дагводресурсы“ - Ахмедханова Р.П. (доверенность от 09.02.2009), третьего лица - Федерального агентства водных ресурсов - Заман Ш.Х.-уз, в отсутствие истца - Правительства Республики Дагестан, третьих лиц - Министерства финансов Республики Дагестан, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан и Министерства финансов Российской Федерации,
надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 (судьи Луговая Ю.Б., Афанасьева Л.В, Казакова Г.В.) по делу N А15-355/2007, установил следующее.

Правительство Республики Дагестан (далее - правительство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФГУ “Дагводресурсы“ (далее - учреждение) о взыскании в пользу бюджета Республики Дагестан 28,4 млн. рублей.

Определениями Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.04.2007 и от 13.07.2007 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Министерство финансов Республики Дагестан и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан (далее - ТУ ФАУФИ).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2007 иск удовлетворен.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2007 решение от 21.08.2007 отменено на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм процессуального права. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечены Федеральное агентство водных ресурсов и Министерство финансов Российской Федерации.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 в иске отказано. Суд исходил из того, что между сторонами отсутствуют заемные отношения, поэтому нормы гражданского законодательства не подлежат применению. Бюджетное законодательство не предусматривает выделения средств из резервного фонда на возвратной основе. Финансирование ответчика из федерального бюджета носит целевой характер, поэтому учреждение не имеет возможности восстановить в бюджет Республики Дагестан денежные средства, полученные в 2002 и
2004 годах.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2008 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом постановлением от 11.08.2008 повторно отказано в удовлетворении требований правительства. Постановление мотивировано тем, что к отношениям, возникшим между правительством и учреждением в связи с предоставлением денежных средств на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на основном вале реки Терек в общей сумме 28,4 млн. рублей, не применимы положения статьей 11, 12, 309, 310 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку учреждение в результате данных отношений не стало стороной обязательства, а также ничего не приобрело и ничего не сберегло.

В кассационной жалобе правительство просит отменить постановление апелляционной инстанции, полагая, что учреждение за выполнение одних и тех же работ получило денежные средства, как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Дагестан, тем самым неосновательно обогатившись.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители учреждения и Федерального агентства водных ресурсов подтвердили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, распоряжениями правительства от 14.08.2002 N 270-р и от 22.03.2004 N 71-р учреждению из резервного фонда правительства на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на основном вале реки Терек выделены денежные
средства в общей сумме 28,4 млн. рублей с последующим их восстановлением за счет средств федерального бюджета.

В справке от 23.11.2005 N 02-1597/08 ТУ ФАУФИ по Республике Дагестан указано, что защитные водооградительные валы протяженностью 240 км на реке Терек являются федеральной собственностью.

Факт получения учреждением денежных средств установлен судами и не оспаривается сторонами.

Согласно акту проверки от 11.03.2006, проведенной Управлением государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Дагестан, не установлено нецелевого использования учреждением денежных средств, выделенных из резервного фонда правительства.

Правительство неоднократно обращалось к учреждению и Управлению федерального казначейства по Республике Дагестан с требованиями о восстановлении в резервный фонд правительства выделенных ответчику 28,4 млн. рублей. Учреждение возвратило в республиканский бюджет 5 млн. рублей.

В связи с тем, что денежные средства в размере 28,4 млн. рублей учреждением не возвращены, правительство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 “Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов“ на Федеральное агентство водных ресурсов возложены функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на агентство функций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 N 492 “О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа“ принято постановление правительства “О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Республики Дагестан“.

Согласно распоряжению правительства 14.08.2002 N 270-р учреждению выделены денежные средства в размере 10 млн. рублей на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на основном вале реки Терек у села Кардоновка Кизлярского района Республики Дагестан.

В силу статьи 7 Федерального закона
от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (далее - Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а в силу статьи 11 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями, в силу которых: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, а также осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В соответствии с пунктами 1, 4 и 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент выделения правительством учреждению спорных денежных средств) в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом
году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 Положения о порядке расходования средств резервного фонда правительства, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.06.2001 N 124, резервный фонд правительства создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий республиканского значения, не предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год. Согласно пункту 30 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения правительством от 22.03.2004 N 71-р) ликвидация территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 2 Правил выделения средств из резервного фонда правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 01.06.2001 N 100, финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств республиканские органы исполнительной власти, администрации районов и городов не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в правительство с просьбой о выделении средств из резервного фонда.

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что правительство имело законные основания для выделения средств из своего резервного фонда на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ.

Согласно постановлению Государственного совета Республики Дагестан от 12.03.2004 N 29 “О
мерах по ликвидации последствий ураганных ветров и обильных снегопадов, имевших место 5-6 марта 2004 года на территории Республики Дагестан и предотвращению затопления территории в результате ожидаемых паводков“ на территории Республики Дагестан имела место чрезвычайная ситуация.

Распоряжением правительства от 22.03.2004 N 71-р учреждению выделили из резервного фонда Правительства республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных последствий стихийных бедствий 18,4 млн. рублей для выполнения работ по безаварийному пропуску паводков на реке Терек с последующим ах восстановлением за счет средств федерального бюджета.

В целях исполнения Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ Министерством природных ресурсов Российской Федерации был издан приказ от 26.03.2004 N 291, согласно которому учреждению были доведены средства на следующие мероприятия: проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос в размере 300 тыс. рублей, руслорегулирующие работы на реке Терек в размере 17 млн. рублей, берегоукрепительные и противопаводковые мероприятия в размере 22,5 млн. рублей, разработку деклараций безопасности ГТС в размере 900 тыс. рублей и определение зон возможного затопления паводковыми водами на реке Сулак в размере 300 тыс. рублей.

Таким образом, Российская Федерация исполнила свои обязательства по финансированию работ, за счет средств, запланированных на эти цели в федеральном бюджете.

Финансирование аварийно-восстановительных работ в связи с ликвидацией стихийного бедствия в Республике Дагестан не относится к числу работ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета по статье расходов 111040 и 240350, так как данные работы не носили планово-предупредительного характера, не были в установленном порядке заявлены и включены в смету учреждения, поскольку финансирование указанных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за счет средств субъекта
Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у правительства отсутствовали и отсутствуют законные основания требовать возврата предоставленных учреждению средств из республиканского бюджета за счет выделенных учреждению из федерального бюджета.

Необоснованным является довод правительства, о возникновении у учреждения неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи получением учреждением за выполнение одних и тех же работ, как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Дагестан, поскольку бюджетные отношения сложившиеся между сторонами не могут быть урегулированы нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения апелляционного постановления отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора суд апелляционной инстанции применил правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 и 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя, однако не подлежит взысканию, поскольку по настоящему делу правительство выступает заявителем в защиту государственных интересов и освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А15-355/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Л.И.САВЕНКО