Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2009 по делу N А01-501/2008-14/773-2008-11 Суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают законных прав и интересов заявителя. В число субъектов, устанавливающих тарифы на медицинские услуги, медицинские учреждения не входят. Установление тарифов - это полномочие компетентного органа в рамках имеющихся финансовых возможностей бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2009 г. по делу N А01-501/2008-14/773-2008-11

Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 9 февраля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Паймаковой Л.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена - клиника XXI века“ - Бурениной Т.В. (доверенность от 24.04.2008), Жане А.К. (доверенность от 02.02.2009), Тлиб И.Ш. (доверенность от 02.02.2009), от заинтересованного лица - Республиканской согласительной комиссии - Ахметова Э.Р. (доверенность от 22.01.2009), от третьих лиц - Кабинета Министров Республики Адыгея - Михненко Л.В. (доверенность от 29.01.2009), Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования - Девтерова В.В. (доверенность от 11.01.2009), закрытого акционерного общества “Медицинская страхования компания “Солидарность для жизни“ - Нечепуренко Г.В. (доверенность от 14.01.2009), Министерства здравоохранения Республики Адыгея - Ахметова Э.Р. (доверенность от 22.01.2009), в отсутствие Адыгейского республиканского комитета профсоюза работников здравоохранения, администрации муниципального образования “Город Майкоп“, общества с ограниченной ответственностью “РГС-Медицина - Росгосстрах-Адыгея-Медицина“, извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 69719, 69720, 69718), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена - клиника XXI века“ на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.09.2008 по делу N А01-501/2008-14/773-2008-11 (судья Афашагов М.А.), установил следующее.

ООО “Современный медицинский центр имени Х.М. Совмена - клиника XXI века“ (далее - общество, клиника) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской согласительной комиссии (далее - комиссия) о признании недействительным пункта 3.6 раздела 3 Порядка формирования, утверждения и индексации тарифов на медицинские услуги в части формирования тарифов на стационарную помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея Ф.И.О. оказания медицинской помощи с 01.01.2007, обязании внести изменения, предусмотрев в пункте 3.6 раздела 3 названного Порядка разделение медицинских учреждений Ф.И.О. на группы с учетом степени фондооснащенности и специализации медицинской помощи, как и для медицинских учреждений муниципального уровня, признать недействительным абзац 7 приложения N 2 Методики расчета величины и структуры тарифов на медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями Республики Адыгея в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Адыгея раздела 2 Порядка, а также обязании комиссии в раздел 2 Порядка формирования тарифов на медицинские услуги внести следующие изменения: “применять для всех медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея независимо от форм собственности в пределах плана-задания корректировочные коэффициенты к стоимости единицы объема медицинской помощи по четко разработанным и утвержденным в установленном порядке критериям“ (уточненные требования).

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечены Кабинет Министров Республики Адыгея, Адыгейский республиканский фонд обязательного медицинского страхования, ЗАО “Медицинская страхования компания “Солидарность для жизни“, администрация муниципального образования “Город Майкоп“, Адыгейский республиканский комитет профсоюза работников здравоохранения и ООО “РГС-Медицина - Росгосстрах-Адыгея-Медицина“, Министерство здравоохранения Республики Адыгея.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.09.2008 в удовлетворении требований общества отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Оспариваемый правовой акт принят в соответствии с нормами действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя он не нарушает. Кроме того, общество не вправе влиять на размер тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.



В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Тарифы на медицинские услуги должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и их финансовую стабильность.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 15.12.2006 ЗАО МСК “Солидарность для жизни“ и клиника заключили договор N 36 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 “О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией“ приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 20.02.2007 N 75/54-ОД образована Республиканская согласительная комиссия, утвержден регламент ее работы.

Решением Республиканской согласительной комиссии от 21.02.2007 N 1-4 “Об утверждении тарифов на медицинские услуги на 2007 год, оказываемые лечебными учреждениями Республики Адыгея жителям Республики Адыгея по территориальной программе обязательного медицинского страхования“ утверждены тарифы на медицинские услуги на 2007 год, оказываемые лечебными учреждениями Республики Адыгея по территориальной программе обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи.

16 марта 2007 года Республиканской согласительной комиссией было принято Генеральное тарифное соглашение на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея. Решением Республиканской согласительной комиссии от 16.03.2007 N 2-2 “О категорировании, изменении тарифов на медицинские услуги и плана - заказа на 2007 год “ООО Современный медицинский центр им. Х.М.Совмена - клиника XXI века“ пересмотрены тарифы на оказание медицинской помощи в части оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи с 1 апреля 2007 года.

19 февраля 2008 года Республиканской согласительной комиссией принято решение N 2-1 “О заключении Генерального тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования РА“, а также утверждены тарифы на медицинские услуги, оказываемые лечебно-профилактическими учреждениями Республики Адыгея, работающими в системе ОМС на 2008 год с 01.01.2008.

Решением Республиканской согласительной комиссии от 19.02.2008 N 2-3 “Об утверждении тарифов на медицинские услуги, оказываемые лечебно-профилактическими учреждениями Республики Адыгея, работающими в системе ОМС на 2008 год“ применены индивидуальные коэффициенты для муниципальных учреждений здравоохранения в целях сохранения финансовой стабильности медицинских учреждений.

Общество считает, что указанные решения противоречат статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, пунктам 2.5 и 3.11 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.1994 N 16 “О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан“, ущемляют финансовые интересы клиники.

Общество не согласно с размерами тарифов, установленных на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, поскольку они не обеспечивают финансовую стабильность работы клиники.



Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Данный вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, если полагают, что такое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд может признать решение и действия (бездействие) государственного (иного) органа, должностного лица незаконными при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого решения (действия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяется в соответствии с действующими нормативными документами решением согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят заинтересованные стороны: представители территориального фонда обязательного медицинского страхования, органов государственного управления, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций (при отсутствии последних интересы медицинских учреждений могут представлять профсоюзы медицинских работников).

Проанализировав содержание статьи 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, суд обоснованно указал, что в число субъектов, устанавливающих тарифы на медицинские услуги, медицинские учреждения не входят. Они не имеют право влиять на определение соответствующего тарифа. Установление тарифов - это полномочие компетентного органа в рамках имеющихся финансовых возможностей бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.

Часть 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ предусматривает порядок определения тарифов на медицинские услуги при добровольном медицинском страховании. В этой ситуации тарифы устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и учреждением, предоставляющим эти услуги.

Суд обоснованно отклонил ссылку общества на пункты 2.5 и 3.11 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.1994 N 16 “О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан“.

При этом суд указал, что основанием для формирования единых тарифов на территории Республики Адыгея послужили нормативные правовые акты, утвержденные позднее данного приказа и имеющие большую юридическую силу - Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденные Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 N 2510/9257-01, 31-59/40-1, Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286.

На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают законных прав и интересов клиники.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального права, материалы дела исследовал полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дал оценку.

Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом на основании исследования имеющихся в деле доказательств. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает полномочиями по переоценке установленных по делу обстоятельств.

Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.09.2008 по делу N А01-501/2008-14/773-2008-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи

Л.В.ПАЙМАКОВА

Т.В.ПРОКОФЬЕВА