Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 по делу N А32-5922/2008-28/130 Требование о признании незаконным решения органа по управлению государственным имуществом в части определения в договоре аренды земельного участка годовой ставки арендных платежей на основании отчета независимого оценщика удовлетворены правомерно, так как в отчете не отражены данные о том, что земельный участок ограничен в обороте и имеет специализированный вид разрешенного использования. При расчете арендной платы необоснованно учтены повышающие коэффициенты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2009 г. по делу N А32-5922/2008-28/130

Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2009.

Полный текст постановления изготовлен 23.01.2009.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Белоусовой Л.В. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ - Сазонова И.В. (доверенность от 10.10.2008) и Шестаковой М.Ю. (доверенность от 08.04.2008), в отсутствие заинтересованных лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу N А32-5922/2008-28/130 (судьи Галов В.В., Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н.), установил следующее.

ФГУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) в части определения в договоре аренды земельного участка от 14.12.2007 N 7700000819 годовой ставки арендных платежей на основании отчета от 27.11.2007 N 1/11 независимого оценщика ЗАО “Земельный центр“.

В обоснование заявленных требований предприятие указало, что арендная плата по договору должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Решением от 03.06.2008 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы следует определять по результатам оценки в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2008 решение от 03.06.2008 отменено. Суд признал незаконными действия территориального управления в части определения в договоре от 14.12.2007 N 7700000819 размера арендной платы на основании отчета от 27.11.2007 N 1/11 независимого оценщика ЗАО “Земельный центр“ как противоречащего пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорный земельный участок ограничен в обороте и имеет специальный вид разрешенного использования. Оценщиком указанные отрицательные факторы, влияющие на рыночную стоимость объекта оценки, не учтены. При расчете размер арендной платы использованы повышающие коэффициенты без соответствующего обоснования.

В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить постановление от 18.09.2008 и оставить в силе решение от 03.06.2008. Заявитель полагает, что апелляционная инстанция неправильно применила статью 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.



В судебном заседании представители предприятия просили постановление оставить без изменения.

Изучив материалы дела и выслушав представителей предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением мэрии города Краснодара от 29.01.1998 N 180 из земель городской застройки ОАО “Авиационные линии Кубани“ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 37 475 кв. м, в том числе земельный участок площадью 585 кв. м, расположенный за красной линией застройки, и земельный участок площадью 79 кв. м, расположенный в охранной зоне инженерных коммуникаций, без права производства строительных и земляных работ, для эксплуатации передающего радиоцентра, расположенного в квартале между улицами Радистов, Сормовской, Звездной и пр. 1-м Заречным в Карасунском административном округе.

ОАО “Авиационные линии Кубани“ выдан государственный акт КК-2 N 401001722 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 4 248 170,76 кв. м, в том числе 37 475 кв. м для эксплуатации передающего радиоцентра.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.05.2000 N 12-р расторгнут договор от 20.11.1996 N 01-36/2018 на передачу ОАО “Авиационные линии Кубани“ государственного имущества в безвозмездное временное пользование. ОАО “Авиационные линии Кубани“ предписано до 11.08.2000 осуществить передачу не подлежащего приватизации федерального имущества на баланс ГУДП “Кавказаэронавигация“.

ГУДП “Кавказаэронавигация“ по акту приема-передачи от 14.12.2000 приняло от ОАО “Авиационные линии Кубани“ передающий радиоцентр (порядковый номер 1160) и его принадлежности.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 12.04.2002 N 917-р имущество, переданное по акту приема-передачи, закреплено за ГУДП “Кавказаэронавигация“ на праве хозяйственного ведения.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 03.06.2002 N 1390-р реорганизованы ГУДП “Волгоградаэронавигация“, ГУДП “Кавказаэронавигация“ и ГУДП “Северо-Кавказский центр автоматизированного управления воздушным движением “Стрела“ в форме слияния с образованием ГУДП “Аэронавигация Юга“ ФУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.04.2003 N 1404-р ФУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ реорганизовано путем присоединения к нему дочерних унитарных предприятий, в том числе ГУДП “Аэронавигация Юга“. Имущество присоединяемых дочерних унитарных предприятий передано предприятию по актам приема-передачи.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 N 1143-р переданное имущество закреплено за ФУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ на праве хозяйственного ведения.



Предприятие является правопреемником ФУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ и присоединенных к нему дочерних унитарных предприятий.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.08.2007 радиоцентр передаточный (ПРЦ) площадью 305 кв. м (литера А, А1) принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Распоряжением территориального управления от 14.09.2007 N 609-р земельный участок площадью 37 475 кв. м с кадастровым номером 23:43:04 06 048:0001, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, между ул. Радистов, Сормовской, Звездной и пр. 1-м Заречным, предоставлен предприятию в аренду на 10 лет для эксплуатации передающего радиоцентра, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Территориальное управление подготовило проект договора аренды земельного участка от 14.12.2007 N 7700000819. Согласно пункту 3.2 годовая арендная плата установлена в размере 29 155 550 рублей в соответствии с отчетом N 1/11-2 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за 1 кв. м земельного участка.

Предприятие, считая незаконным решение и действия территориального управления в части определения в договоре аренды земельного участка от 14.12.2007 N 7700000819 годовой ставки арендных платежей на основании отчета от 27.11.2007 N 1/11 независимого оценщика ЗАО “Земельный центр“, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции установил, что радиоцентр площадью 305 кв. м (литера А, А1), расположенный на земельном участке, предоставленном ОАО “Авиационные линии Кубани“ на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации радиоцентра, передан на праве хозяйственного ведения предприятию. Поэтому в силу пункта 2 статьи 271, пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к предприятию перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Распоряжение территориального управления от 14.09.2007 N 609-р фактически направлено на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, ограниченным в обороте на основании пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исследовав фактические обстоятельства и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отчет об оценке N 1/11-2 имеет пороки и не может быть применен для определения размера арендной платы. В частности, в отчете не отражены данные о том, что земельный участок ограничен в обороте и имеет специализированный вид разрешенного использования. При расчете арендной платы необоснованно учтены повышающие коэффициенты.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ установлены предельные размеры годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых юридическим лицам. Размер годовой арендной платы земельных участков, ограниченных в обороте, не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости этих земельных участков.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции основаны на обстоятельствах, установленных им по итогам исследования и оценки доказательств, и согласуются с нормами материального права.

Пределы рассмотрения дела и полномочия кассационной инстанции определены статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы жалобы касаются обстоятельств, которые не могут быть предметом оценки суда кассационной инстанции, поэтому подлежат отклонению.

Суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение и удовлетворил заявление предприятия, основания для его изменения или отмены по доводам жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу N А32-5922/2008-28/130 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

Л.Н.ПЛОТНИКОВА