Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2009 по делу N А57-9004/2009 В удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности при реализации (поставке, продаже) электрической энергии, отказано правомерно, поскольку административным органом не установлены причины отклонений от требований ГОСТа, не указаны виновные действия общества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 г. по делу N А57-9004/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования в лице отдела (инспекции) в Саратовской области, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009

А57-9004/2009

по заявлению Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования в лице отдела (инспекции) в Саратовской области к открытому акционерному обществу “Облкоммунэнерго“, г. Балаково Саратовской области, с участием третьего лица - Научного-испытательного центра “Энергоком“ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования “Саратовский государственный технический университет“, г. Саратов, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ,

установил:

Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства технического регулирования и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Саратовской области (далее.- Отдел (инспекция) в Саратовской области ПМТУ Ростехрегулирования, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “Облкоммунэнерго“ (далее - ОАО “Облкоммунэнерго“, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.07.2009 в удовлетворении требований административного органа отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе административный орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда кассационной инстанции 19.11.2009 был объявлен перерыв до 14 часов 10 минут 20.11.2009.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 01.04.2009 N 52 проведена проверка соблюдения обязательных требований стандартов при поставке электроэнергии ОАО “Облкоммунэнерго“.

По результатам проверки установлены нарушения ГОСТ 13109-97 по показателям качества электрической энергии.

03.06.2009 в отношении Общества составлен протокол об административных правонарушениях от 03.06.2009 N 52/Ю, которым его действия квалифицированы по
части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

08.06.2009 административный орган, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и назначении административного наказания.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного органа, сделал вывод об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного ему административного правонарушения, также об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 539 и пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в Государственном стандарте ГОСТ 13109-97 “Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения“.

В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТа 13109-97 (и приложением Е) контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации с периодичностью, установленной в названном положении.

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже) электрической энергии, является основанием для применения мер административной ответственности (часть 1 статьи 19.19 КоАП).

В статье 28 Федерального закона “Об электроэнергетике“ установлено, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике осуществляют органы государственной власти и подведомственные им учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП
РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными составляющими, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Между тем, административным органом в протоколе об административном правонарушении от 03.06.2009 N 52/Ю не отражено, какие конкретно действия (бездействие) ОАО “Облкоммунэнерго“ повлекли нарушения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ 13109-97.

В подтверждение виновности ОАО “Облкоммунэнерго“ во вменяемом ему правонарушении административный орган сослался на протоколы испытаний, в которых зафиксировано несоответствие электрической энергии указанному стандарту. Между тем причины и условия отклонения от норм качества электрической энергии в ходе лабораторных испытаний, а также при осуществлении проверочных мероприятий не исследовались, лица (энергоснабжающая организация или потребитель), а также конкретные виновные действия (бездействие), объективно повлиявшие на качество электроэнергии, не установлены.

В силу части 3 статьи 1.5 КоАП РФ, части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что административным органом не установлены причины отклонений от требований ГОСТа, не указаны виновные действия Общества, а, следовательно, не представлены достаточные доказательства, подтверждающие вину ОАО “Облкоммунэнерго“ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. Таким образом, состав вменяемого Обществу правонарушения не доказан.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП
РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.

В рассматриваемом случае, днем обнаружения и выявления совершенного Обществом административного правонарушения является дата проверки деятельности Общества, то есть 07.05.2009.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, составляет 2 месяца, судами первой и апелляционной инстанций правомерно установлено, что на дату объявления резолютивной части решения суда (13.07.2009) названный срок истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ пропуск срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 в случае пропуска срока давности привлечения к административной ответственности суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности.

С учетом изложенного принятые по делу судебные акты следует признать основанными на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы предусмотренных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009
по делу N А57-9004/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.