Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.10.2009 по делу N А55-3315/2009 Дело о признании незаконным бездействия мэрии, выразившегося в несовершении действий по изъятию земельного участка, и обязании мэрии изъять в муниципальную собственность земельный участок направлено на новое рассмотрение, в рамках которого суду необходимо выяснить правомерность заявленного требования, а также исследовать наличие у мэрии полномочий по изъятию земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. по делу N А55-3315/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009

по делу N А55-3315/2009

по заявлению закрытого акционерного общества “Нива“, Самарская область, с. Тимофеевка, к мэрии городского округа Тольятти, с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “ТГК“, г. Тольятти, о признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти,

установил:

открытое акционерное общество “Нива“ (далее - ОАО “Нива“, заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти, выразившегося в несовершении действий по изъятию у ОАО “Нива“ путем выкупа в муниципальную собственность земельного участка площадью 588 301 кв. м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище и обязании мэрии городского округа Тольятти изъять у ОАО “Нива“ в муниципальную собственность путем выкупа земельный участок площадью 588 301 кв. м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по указанному адресу.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 указанное решение суда отменено, требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым апелляционным судом постановлением, мэрия городского округа Тольятти в своей кассационной жалобе просит его отменить как несоответствующее нормам права, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод апелляционного суда противоречит фактическим обстоятельствам, материалам дела и закону. Считает, что судом применены неподлежащие применению положения статей 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации.

Закрытое акционерное общество “Нива“ и общество с ограниченной ответственностью “ТГК“ не согласны с доводами кассационной жалобы по мотивам, изложенным в их отзывах.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 35 мин. 26.10.2009. После перерыва судебное заседание продолжено.

Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, судебная коллегия находит их подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО “Нива“ на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью
588 301 кв. м, кадастровый номер 63:09:0303070:520, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2008 (л. д. 9).

Распоряжением мэра г. Тольятти от 30.04.2003 N 1071-1/р Негосударственному учреждению по оказанию ритуальных услуг “ТГК“ в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела разрешено производить захоронения на городском кладбище северо-восточнее с. Тимофеевка (л. д. 10).

Между мэрией г. Тольятти (Город) и Негосударственным учреждением по оказанию ритуальных услуг “ТГК“ (Инвестор) был заключен инвестиционный договор от 22.10.2001 N 266/02-01 (л. д. 11 - 16), предметом которого является предоставление Городом Инвестору права на проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию комплекса похоронного назначения (места погребения) г. Тольятти в установленных границах земельного участка площадью 100 га (кадастровый участок 63:09:03 067:У02), расположенного северо-восточнее с. Тимофеевка Ставропольского района Самарской области.

В дальнейшем Негосударственное учреждение по оказанию ритуальных услуг “ТГК“ было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью “ТГК“, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.08.2008 N 18423 (л. д. 37 - 40).

Из исполнительной схемы земельного участка площадью 588 301 кв. м (кадастровый номер 63:09:0303070:520) по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, городское кладбище (л. д. 53) и объяснений сторон следует, что часть данного земельного участка площадью 326 169,9 кв. м занята захоронениями и территорией кладбища, находящейся в фактическом владении и пользовании ООО “ТГК“.

Письмами от 27.10.2008 N 461 и от 15.12.2008 N 526 (л. д. 19 - 20) ОАО “Нива“ предложило мэрии городского округа Тольятти принять решение об изъятии земельного участка кадастровый номер 63:09:0303070:520 путем выкупа в муниципальную
собственность.

Ответы на вышеназванные письма получены заявителем не были, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Обращаясь в суд с заявлением, общество в качестве правового основания признания незаконным бездействия мэрии указало часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 “О погребении и похоронном деле“, часть 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их неправомерности.

В обосновании своего вывода суд указал, что положениями статей 280 - 282 ГК РФ не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления производить выкуп имущества. Кроме того, по смыслу статей 238, 279 - 282 ГК РФ изъятие может производиться лишь по инициативе государственных органов или органов местного самоуправления, но не лица, которому принадлежит имущество, подлежащее изъятию.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд пришел к иному выводу.

При этом апелляционный суд исходил из положений статей 11, 49, 55 ЗК РФ, статьи 279 ГК РФ, статьи 200 АПК РФ. Вывод суда мотивирован тем, что мэрия, изъяв спорный земельный участок у собственника для муниципальных нужд, незаконно уклонилась от принятия решения об его изъятии путем выкупа, нарушила условия и порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных статьями 49, 55 ЗК РФ.

В результате анализа материалов дела судебная коллегия находит вывод судов обеих инстанций недостаточно обоснованными.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Поскольку заявление принято к производству судом первой инстанции и рассмотрено по существу, срок подачи заявления считается восстановленным.

Одним из оснований прекращения прав на земельные участки действующее законодательство признает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского).

Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.

Статья 55 ЗК РФ регламентирует условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1); принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2);
порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (пункт 3).

Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (пункт 1 статьи 279 ГК РФ). Таким образом, диспозиция данной нормы права не предусматривает изъятие земельного участка только путем выкупа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.

Из системного толкования положений статей 49, 55, 63 ЗК РФ, статьи 279 ГК РФ следует, что решение об изъятие земельного участка в виде его выкупа предшествует фактическому изъятию земельного участка и строительству объекта.

Принимая во внимание, что городское кладбище функционирует с 2003 г., следовательно, подлежит доказыванию правомерность требования, в том числе, об обязании принять соответствующее решение применительно к предусмотренными законодательством порядку и условиям его принятия.

В предмет судебного исследования при рассмотрении данного заявления также должны быть включены вопросы о наличии у мэрии полномочий по изъятию земельного участка, наличие необходимости в изъятии именно спорного земельного участка в период принятия постановления от 10.04.2001 N 1419-1/04-01 применительно к положениям статей 49, 55 ЗК РФ. Установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для данного дела.

В муниципальных образованиях полномочиями по изъятию земельных участков для муниципальных нужд могут
наделяться как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления, компетенция которых определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что судами неполно выяснены все вопросы, входящие в предмет судебного исследования, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.

При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить указанные недостатки, рассмотреть требования с учетом заявленных правовых оснований, при необходимости предложить заявителю уточнить заявленные требования, поскольку фактически требования вытекают из нарушения мэрией порядка изъятия земельного участка, поскольку кроме выкупа земельного участка существуют иные виды компенсаций и принять законный судебный акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А55-3315/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.