Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 N 05АП-2958/2008 по делу N А51-8970/2008-41-254 Иск о взыскании платы за пользование вагонами удовлетворен правомерно, поскольку представленными в материалы дела актами общей формы, ведомостями подачи-уборки вагонов и памятками приемосдатчика подтверждается вина ответчика в простое вагонов, время простоя и сумма платы за пользование вагонами.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2009 г. N 05АП-2958/2008

Дело N А51-8970/2008-41-254

(извлечение)

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Восточный порт“

на решение от 29.10.2008

судьи С.

по делу N А51-8970/2008-41-254 Арбитражного суда Приморского края

по иску ОАО “Российские железные дороги“

к ОАО “Восточный порт“

о взыскании 162 420 руб. 63 коп.

установил:

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО “Восточный порт“ о взыскании 162 420 руб. 63 коп., составляющих плату за пользование вагонами, в обоснование заявленных требований указав, что взыскиваемая задолженность образовалась за период с октября по ноябрь 2007 года в результате длительного простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика,
вследствие отказа ответчика в приеме вагонов под выгрузку.

Решением от 29.10.2008 с ОАО “Восточный порт“ в пользу ОАО “Российские железные дороги“ взыскано 162 420 руб. 63 коп.

Не согласившись с решением суда, ОАО “Восточный порт“ обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя решение суда, ОАО “Восточный порт“ просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что истец, оформляя акты общей формы в одностороннем порядке, не представил надлежащих доказательств, подтверждающих вину грузополучателя и отсутствие технических возможностей принятия вагонов или занятости фронта выгрузки. Представленные истцом акты общей формы не содержат дату и время предъявления на подпись грузополучателю, не содержат сведения, когда ответчик отказался от их подписи. Считает, что акты общей формы не могут быть надлежащим доказательством, поскольку составлены в одностороннем порядке. Книга уведомлений оформлена с нарушением установленного порядка. Причины простоя не соответствуют действительности, поскольку готовность порта в приеме спорных вагонов, направленных в адрес истца, подтверждается заявками на подачу спорных вагонов под выгрузку.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившейся стороны.

Решение проверяется в порядке ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ответчика, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене
по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.10.2001 между ОАО “Российские железные дороги“ и ОАО “Восточный порт“ заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути порта станции Находка-Восточная, по условиям которого осуществляется обслуживание принадлежащего порту железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная, к ходовому пути парка 3, стрелкой N 1 на причалы 10, 11, 12, 13, 14 стрелками 18, 34 на контейнерный причал, сроком действия по 12.10.2006. Срок действия договора был продлен дополнительным соглашением от 13.12.2006.

В адрес ОАО “Восточный порт“ в период с октября по ноябрь 2007 года прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка-Восточная по вине ответчика вследствие отказа ответчика в приеме вагонов под выгрузку. В подтверждение данного факта были составлены акты общей формы NN 2/633166, 2/633171, 2/633165, 2/633170, 2/633180, 2/633187, 2/633188, 2/633191, 2/633192, 2/633196, 2/633198, 2/633200, 2/633201, 2/633105, 2/633106, 2/633111, 2/633112, 2/633113, 2/633181, 2/633214, 2/633215, 2/633230, 2/633226, 2/633394.

На основании указанных документов истцом составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 903540, N 903541, N 903542, N 903543, N 907254 и начислена плата за простой вагонов в сумме 167 621 руб. 83 коп. Начисленная плата за пользование вагонами оплачена ответчиком частично в сумме 4 407 руб. 80 коп.

Так как ОАО “Восточный порт“ не оплатило в добровольном порядке в полном объеме начисленную ему плату за пользование вагонами, то ОАО “Российские железные дороги“ обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Приморского края.

В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных
путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии со статьями 39, 119 УЖТ РФ и Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 45, задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.

Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя. Из представленных истцом актов общей формы видно, что они составлены в соответствии с Правилами составления актов.

В материалах дела представлены акты общей формы за NN 2/633166, 2/633171, 2/633165, 2/633170, 2/633180, 2/633187, 2/633188, 2/633191, 2/633192, 2/633196, 2/633198, 2/633200, 2/633201, 2/633105, 2/633106, 2/633111, 2/633112, 2/633113, 2/633181, 2/633214, 2/633215, 2/633230, 2/633226, 2/633394, ведомости подачи и уборки вагонов N 903540, N 903541, N 903542, N 903543, N 907254, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО “Восточный порт“, с указанием их номеров. Причинами задержки указано: вагоны простаивают на путях станции ввиду отказа в приеме под выгрузку на подъездные пути; указано время начала и окончания задержки.

На основании актов общей формы истцом, в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, составлены ведомости подачи-уборки вагонов, в которых произведен расчет платы за простой.

Указанные ведомости подачи-уборки вагонов не подписаны ответчиком. В связи
с этим истцом оформлены акты общей формы, подтверждающие отказ от подписания ведомости подачи-уборки вагонов, в соответствии с п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Кроме того, согласно п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: “С разногласиями“ или “С возражением“. Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы, что сделано ответчиком не было.

Заказными письмами от 29.11.2007 N 886, от 03.12.2007 N 898 истец направил ответчику подписанные с разногласиями вышеперечисленные акты общей формы от 26.11.2007, 30.11.2007 и неподписанные со стороны ОАО “Восточный порт“ ведомости подачи-уборки вагонов.

В соответствии со ст. 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее, чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Пунктом 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003)
о времени подачи вагонов, контейнеров также предусмотрено, что перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.

Владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.

Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно пунктам 3 и 5 договора об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, о прибытии груженых вагонов станция по телефону уведомляет сменного диспетчера порта, который передает по телефону в техническую контору станции разнарядку на прибывшие вагоны.

Технический конторщик станции вносит разнарядку порта в натурный лист, с указанием фамилии диспетчера. Груженые вагоны подаются в порт по разнарядке, указанной в натурном листе. При непредоставлении в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, они числятся на ответственности порта.

Каких-либо доказательств того, что данный порядок истцом не выполнялся, суду не представлено. В процессе исполнения обязательств по договору ОАО “Восточный порт“ не высказывал претензий ОАО “Российские железные дороги“ по отсутствию уведомлений на подачу вагонов под выгрузку, либо передачу уведомлений неуполномоченным лицам.

Суд, исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 162 420 руб. 63 коп. Из представленных актов общей формы, ведомостей подачи-уборки вагонов, памяток приемосдатчика судом установлена вина ответчика в простое вагонов, время простоя и сумма платы за пользование
вагонами. В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о простое вагонов не по его вине или об отсутствии простоя.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2008 по делу N А51-8970/2008-41-254 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.