Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.10.2009 по делу N А57-2219/2009 В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, причиненных необоснованным предоставлением льгот лицам, не имеющим на это право, отказано правомерно, поскольку истцом не доказаны причинная связь между действиями ответчика, исполняющего обязанности по ведению реестра получателей льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, и причинением вреда, а также причинение убытков в заявленном размере.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2009 г. по делу N А57-2219/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009

по делу А57-2219/2009

по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова к муниципальному унитарному предприятию “Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова“, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Комитета социальной защиты населения г. Саратова о взыскании 2 183 831,90 руб.,

установил:

ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец, АТСЖ Ленинского
района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию “Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова“ (далее - ответчик, МУП “ЕРКЦ“) о взыскании убытков в сумме 2 183 831,90 руб., причиненных вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договорам на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию за период с 01.01.2005 по 01.09.2006.

Определением суда от 01.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2009 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, заявленный иск удовлетворить.

Представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Представитель ответчика просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствии неявившегося лица.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 9 час. 30 мин. 23.10.2009 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АТСЖ Ленинского района создана в соответствии со
статьей 46 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья“, статьей 142 Жилищного кодекса Российской Федерации и зарегистрирована 17.11.2003 в инспекции МНС России по Ленинскому району г. Саратова. Учредителями АТСЖ являются 17 товариществ собственников жилья, а именно: ТСЖ “Темп 2004“, ТСЖ “Днепр 2004“, ТСЖ “Дом“, ТСЖ “Техстекло“, ТСЖ “Чехов“, ТСЖ “Уфимский“, ТСЖ “Тархова“, ТСЖ “Бардино“, ТСЖ “Уют-1“, ТСЖ “Батавинский-1“, ТСЖ “Бардинский“, ТСЖ “Топольчанский“, ТСЖ “Антоновское“, ТСЖ “5-Микрорайон“, ТСЖ “Молодежный-1“, ТСЖ “Электронник-1“, ТСЖ “Сатурн-1“.

Учредители АТСЖ Ленинского района на основании статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации передали ей права по управлению общим имуществом многоквартирных домов, входящих в их состав, в том числе и право предоставления гражданам жилищных и коммунальных услуг, право на расчетно-кассовое обслуживание граждан (в том числе получение от квартиросъемщиков оплаты за предоставленные жилищные и коммунальные услуги) и др.

Во исполнение принятых на себя обязательств истец заключил с ответчиком договоры на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию от 05.01.2004 N 18/04, от 01.07.2005 N 308/05.

В соответствии с условиями указанных договоров ответчик оказывал истцу услуги по расчетному и кассовому обслуживанию платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

В пункте 3.2.1 договора от 01.07.2005 N 308/05 была предусмотрена обязанность исполнителя проводить с Комитетом по труду и социальному развитию администрации г. Саратова и Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области выверки реестра получателей льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Пунктом 3.2.3 договора предусмотрено, что исполнитель обязан производить ежемесячный расчет суммы, выставленной населению к оплате за жилищно-коммунальные услуги по тарифам и нормам, принятым в соответствии с действующим законодательством, с учетом льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В
соответствии с пунктом 4.17 договора исполнитель ежемесячно в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет управляющей компании реестр предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, выверенный с Комитетом по труду и социальному развитию администрации г. Саратова и Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, в электронном виде и на бумажном носителе. В соответствии с пунктом 4.18 договора исполнитель ежемесячно формирует реестр предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по различным правовым основаниям и в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, проводит выверку с Комитетом по труду и социальному развитию администрации г. Саратова и Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области.

Аналогичные положения содержатся в договоре от 05.01.2004 N 18/04 (пункты 1.1, 2.1.12, 2.2.10).

При расчете суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги для населения жилых домов, находящихся на обслуживании истца, МУП “ЕРКЦ“ учитывало сумму льгот, которой пользуется конкретный гражданин на основании действующего законодательства. На основании распоряжений АТСЖ Ленинского района собранные с населения денежные средства МУП “ЕРКЦ“ перечисляло поставщикам в объеме, уменьшенном на величину предоставленных гражданам льгот. Поставщики жилищно-коммунальных услуг выставляли истцу счета-фактуры в размере 100% тарифа, установленного органами местного самоуправления.

Иск мотивирован тем, что МУП “ЕРКЦ“ не исполнило должным образом свои обязательства по договору за период с 01.01.2005 по 01.09.2006, а именно не сверяло реестры льготников с Комитетом по труду и социальному развитию г. Саратова, Комитетом социальной защиты населения г. Саратова, не требовало у населения документы, подтверждающие право на льготы, что привело к незаконному предоставлению льгот лицам, не имеющим на это право, на сумму 2 183 383,19 руб. Указанная сумма по
отношению к АТСЖ Ленинского района является убытками, поскольку истец производил оплату поставщикам коммунальных услуг в полном объеме, но возмещения расходов из бюджета, связанных с необоснованным предоставлением льгот на сумму 2 183 383,19 руб. не получил.

Судом отказано в иске за его необоснованностью и недоказанности.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации причинитель вреда несет ответственность только в случае наличия его вины.

Для наступления ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда, вина причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из вышеназванных обстоятельств влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении убытков.

МУП “ЕРКЦ“ были представлены суду письма от 10.03.2006 N 06-1144, от 13.03.2006 N 06-1190, от 27.03.2006 N 01-07-144, от 03.04.2006 N 06-1662, от 06.04.2006 N 06-1828, от 03.05.2006 N 06-3601, от 03.05.2006 N 06-3602, от 31.05.2006 N 06-4359, от 26.06.2006 N 04-4815, от 05.07.2006 N 06-6025, от 25.07.2006 N 06-6441, из которых следует, что во исполнение условий договоров МУП “ЕРКЦ“ в целях формирования реестра граждан, имеющих право на льготы, направляло истцу реестры граждан, имеющих право на льготы за февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2006 года.
Письмами от 13.01.2006 N 04-107, от 24.04.2006 N 04-3312, от 14.07.2006 N 04-6219, от 01.08.2006 N 04-7081 ответчик направил в Комитет социальной защиты населения реестры граждан, имеющих право на льготы, для производства их выверки. Таким образом, МУП “ЕРКЦ“ было подтверждено исполнение возложенной на него договорами обязанности по ведению реестра получателей льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и его выверке.

Ответчиком были переданы лицевые счета граждан, проживающих в жилом фонде, находящемся в управлении истца, которые уже содержали сведения о гражданах, имеющих право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. АТСЖ Ленинского района указанное обстоятельство не опровергнуто. Доказательств того, что именно МУП “ЕРКЦ“ включило в реестр льготников лиц, не имеющих право на льготы, истец суду не представил.

Судебными актами по делу N А57-2414/07-21 установлено, что МУП “ЕРКЦ“ при расчете суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги для населения проживающего в жилых домах, находящихся в управлении истца учитывало сумму льгот, которой пользуется конкретный гражданин на основании действующего законодательства.

Суд пришел к выводу, что взыскиваемая истцом сумма по существу представляет собой задолженность по оплате предоставленных жилищных и коммунальных услуг.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги лежит на гражданах и организациях-потребителях этих услуг.

В связи с чем довод АТСЖ о наличии у МУП “ЕРКЦ“ обязанности погасить указанную задолженность суд признал необоснованным.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что истцом не доказано причинение ему вреда неправомерными действиями ответчика, причинную связь между действиями ответчика и причинением вреда, а также причинение убытков в заявленном размере.

Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Принятые судебные акты основаны
на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на истца.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А57-2219/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.