Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.10.2009 по делу N А72-4067/2009 В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2009 г. по делу N А72-4067/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Заволжская мебельная компания“, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009

по делу N А72-4067/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Заволжская мебельная компания“ к Управлению государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене
постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Заволжская мебельная компания“ (далее - ООО “Заволжская мебельная компания“, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.04.2009 N 121 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО “Заволжская мебельная компания“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на повторность проведения планового мероприятия по контролю в нарушение положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ (далее - Закон N 134-ФЗ).

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в период с 20.03.2009 по 10.04.2009 должностными лицами Управления в соответствии с распоряжениями от 24.02.2009 N 52 и от 20.03.2009 N 90 проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, зданиях и сооружениях
ООО “Заволжская мебельная компания“.

О результатах проведенного мероприятия составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 10.04.2009 N 90.

По факту выявленных нарушений Управлением в отношении ООО “Заволжская мебельная компания“ составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2009 N 121, в котором указано о нарушении обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, положений Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ (далее - Закон о пожарной безопасности), СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений“, принятых и введенных в действие с 01.01.1998 Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.

Постановлением административного органа от 20.04.2009 N 121 общество привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Отказывая обществу в признании указанного постановления незаконным, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 2 Закона о пожарной безопасности установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).

Факт нарушения Правил пожарной безопасности подтвержден материалами дела и обществом не оспаривается.

Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности судами не установлено.

Суды не усмотрели также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Судами правомерно отклонены доводы общества о нарушении Управлением требований Федерального закона N 134-ФЗ в части нарушения периодичности проведения плановых проверок, как основание для отмены оспариваемого постановления и признания незаконными действий Управления по проведению проверки.

В рассматриваемом случае Управлением проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности, что усматривается из распоряжений от 24.02.2009 N 52, от 20.03.2009 N 90 Управления о проведении (продлении) проверки, акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 10.04.2009 N 90, протокола об административном правонарушении требований в области пожарной безопасности от 10.04.2009 N 121, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Ранее проведенная Главным управлением МЧС России по Ульяновской
области 05.03.2009 проверка касалась иного предмета деятельности.

Упомянутая проверка от 05.03.2009 Главным управлением МЧС России по Ульяновской области проведена на основании распоряжения от 09.02.2009 N 9 по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 20.6 КоАП РФ.

Таким образом, государственный контроль по указанным проверкам проводился с разными целями, задачами и предметами проводимых мероприятий, правовыми основаниями проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативными правовыми актами, обязательные требования которых подлежали проверке.

Следовательно, правомерен вывод судебных инстанций о том, что при проведении Управлением планового мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности не допущено нарушений положений Закона N 134-ФЗ.

В части допущенных нарушений требований пожарной безопасности кассационная жалоба каких-либо доводов не содержит, факт их нарушения обществом не оспаривается.

При таких основаниях судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А72-4067/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.