Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.2009 по делу N А65-8913/2009 Документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее оборота, в том числе сертификат соответствия, справки к товарно-транспортным накладным, должны находиться непосредственно в торговой точке для ознакомления потребителя по его требованию. Непредставление на момент проверки указанных документов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2009 г. по делу N А65-8913/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “РОСТА“

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суд от 22.07.2009

по делу N А65-8913/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “РОСТА“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Татарстан об оспаривании постановления от 31.03.2009 N 16-02/012499 о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “РОСТА“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5
по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 31.03.2009 N 16-02/012499 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 решение суда первой инстанции от 28.05.2009 оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты в кассационном порядке, общество просит их отменить и вынести новый судебный акт об отмене постановления административного органа.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что работники налогового органа во время проверки потребовали предъявить сопроводительные документы на алкогольную продукцию лишь у Валеевой Э.Д., которая работником общества не является. Сопроводительные документы на алкогольную продукцию имелись, но их предоставление работники налогового органа потребовали не от штатных работников общества.

Отзывом на кассационную жалобу налоговый орган просит судебные акты оставить без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 26.02.2009 в 10 час. 21 мин. сотрудниками налогового органа проведена проверка соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине “РОСТА“, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чуйкова, 51, принадлежащем обществу.

В ходе проверки установлено, что розничная продажа обществом алкогольной продукции: водки “Тундра“ (0,5 л., дата розлива 27.10.2008) осуществлялась без справки к товарно-транспортной накладной, что является нарушением требований статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171-ФЗ), пункта 12 “Правил продажи отдельных видов
товаров“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), что нашло отражение в протоколе осмотра от 26.02.2009 N 012499 и объяснениях директора магазина Валеевой Э.Д. от 26.02.2009. Вышеуказанные товарно-сопроводительные документы представлены обществом в налоговый орган 27.02.2009.

По результатам проверки налоговым органом составлен, в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя общества, протокол об административном правонарушении от 18.03.2009 N 16-01/012499 и вынесено постановление от 31.03.2009 N 16-02/012499 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб. (л. д. 39 - 40).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

Статьей 2 Закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно статье 10.2 названного Закона к документам, удостоверяющим легальность оборота алкогольной продукции, относятся следующие документы: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу пункта 12 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям, в том числе путем ознакомления потребителя с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или
органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 139 раздела XIX “Особенности продажи алкогольной продукции“ Правил продажи, продавец обязан на продаваемую алкогольную продукцию иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

На момент проверки товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию у общества отсутствовали, но были представлены в налоговый орган на следующий день.

Ссылка общества на неправомерность участия в проверке Валеевой Э.Д. опровергается материалами дела. В деле имеется доверенность, согласно которой директор магазина Валеева Э.Д. отвечает за документацию, связанную с оформлением сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию в магазине. Также необходимо отметить, что Валеева Э.Д. действовала в интересах общества и ею же на следующий день были представлены сопроводительные документы. Кроме того, из объяснений к акту проверки (л. д. 14) Валеевой Э.Д. подтвержден факт административного правонарушении.

Факт наличия у общества справки к товарно-транспортной накладной и товарно-транспортной накладной, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, установлен судом первой и апелляционной инстанции, вместе с тем, представление обществом необходимых документов лишь после проверки подтверждает нарушение обществом требований статей 10.2 и 11 Закона N 171-ФЗ и пунктов 12, 139 Правил продажи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обязательность представления вышеуказанных документов продиктована необходимостью обеспечить государству в лице соответствующих органов возможность контролировать происхождение алкогольной продукции, ее продажу и прохождение от производителя к каждому последующему оптовому покупателю.

Вопросу о малозначительности совершенного правонарушения судом дана надлежащая оценка.

Состав правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суд от 22.07.2009 по делу N А65-8913/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.