Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2009 по делу N А55-455/2009 Законодательством в период до 01.11.2008 на уполномоченный орган местного самоуправления не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по утверждению в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. по делу N А55-455/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009

по делу N А55-455/2009

по заявлению министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к главе городского округа Самара, с участием третьих лиц: Малкиной Е.С., г. Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении в месячный срок схемы расположения

установил:

министерство имущественных отношений Самарской области (далее заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия главы городского округа Самара (далее заинтересованное лицо).



Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил обжалуемые судебные акты отменить.

Заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судами 27.05.2008 Малкина Е.С. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Загорская, б/н, площадью 83,40 кв. м, для использования под прилегающую территорию, необходимую для обслуживания котельной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и согласно подпункта “п“ пункта 4 статьи 24 Устава городского округа Самара от 10.07.2006, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса РФ, обязанность по формированию земельных участков как путем обеспечения изготовления и утверждения проектов границ земельных участков, так и посредством утверждения и выдачи заявителям схем расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории возложена на главу городского округа Самара.

В трехдневный срок с момента поступления заявления, Министерство обязано направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ 06.06.2008 в адрес главы городского округа Самара направлено обращение N 12-1/1617/08 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Указанное обращение получено адресатом 09.06.2008.

На указанное обращение 03.07.2008 первым заместителем главы городского округа Самара руководителем Департамента управления имуществом городского округа Самара дано заключение о невозможности изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и ее утверждения. Основанием для отказа послужило то, что в связи с тем, что в настоящее время не определена форма вышеуказанной схемы и порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органов, осуществляющих кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, а также Министерством имущественных отношений Самарской области не представлены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий.



20.10.2008 Министерством было направлено повторное обращение по указанному вопросу.

31.10.2008 Департамент управления имуществом городского округа Самара сообщил Министерству о передаче его обращения в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, который 17.12.2008 выдал заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории послужило то обстоятельство, что на испрашиваемую территорию принято постановление главы городского округа Самара от 18.05.2007 N 306 о подготовке документации по планировке территории.

Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона РФ от 13.05.2008 N 66-ФЗ) орган местного самоуправления на основании указанного заявления граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Федеральным законом РФ N 66-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ от 13.05.2008 пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ был изменен. В новой редакции указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ установлено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.11.2008 признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Судами указано, что Федеральным законом Российской Федерации от 13.05.2008 N 66-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, установлен переходный период, в течение которого органу местного самоуправления предоставлялась на альтернативной основе возможность как утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так и изготавливать и утверждать проекты границ земельных участков, а анализ положений пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 21 Федерального закона РФ от 13.05.2008 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ позволил сделать правильный вывод, о том, что законодательством в период до 01.11.2008 на уполномоченный орган местного самоуправления не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по утверждению в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, как это трактуется заявителем.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Судами установлено, что обращение заявителя было своевременно рассмотрено первым заместителем главы городского округа Самара, на него было дано заключение от 03.07.2008, которым первый заместитель главы городского округа Самара сообщил заявителю о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и указал, что до 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков.

Кроме того, на испрашиваемую территорию было принято постановление главы городского округа Самара от 18.05.2007 N 306 о подготовке документации по планировке территории.

Исходя из изложенных обстоятельств и положений действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу о том, что направление главой города Самары заключения в адрес Министерства имущественных отношений осуществлялось в период действия переходного периода и свидетельствует о том, что в данном случае бездействие отсутствует.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на законность и обоснованность судебных актов и по существу направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 законными и не подлежащими отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу А55-455/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.