Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.09.2009 по делу N А65-21735/2008 Действия органов муниципального образования по понуждению заявителя приобрести земельный участок, на котором находятся принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости, по рыночной стоимости признаны незаконными, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, соответственно, его стоимость для целей выкупа должна определяться в порядке, установленном высшим органом исполнительным власти субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2009 г. по делу N А65-21735/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани“, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009

по делу N А65-21735/2008

по заявлению закрытого акционерного общества “ВИТАНИ“, г. Казань, к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань, муниципальному учреждению “Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани“, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора: Управление Федерального кадастра
объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий, о понуждении совершить определенные действия,

установил:

закрытое акционерное общество “ВИТАНИ“ (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее ответчик 1, Исполком г. Казани), муниципальному учреждению “Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани“, г. Казань, (далее ответчик 2, Комитет) о признании незаконными действий, о понуждении совершить определенные действия.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009, и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 ответчик 2 обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009, и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика 2, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судами, по договору купли-продажи от 06.06.2007, заключенному с ООО “Крит“, заявителем приобретены в собственность два объекта недвижимости: здание N 266Г (конденсатная станция), площадью 227,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Восстания, д. 100, и здание гаража N 308, площадью 109,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Казань,
ул. Восстания, д. 100; по акту приема-передачи от 20.08.2007, данные объекты переданы заявителю. Право собственности Общества на приобретенные здания зарегистрировано 20.09.2007.

14.07.2008 Общество обратилось в Комитет, как в уполномоченный орган муниципального образования, с заявлением по вопросу приобретения в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:20 01 06:179, находящегося в г. Казань, ул. Восстания, 100, и занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости, приложив требуемые по закону документы.

В ответ на обращение заявителя ответчик 2 письмом от 21.08.2008 N 15238 сообщил, что им подготовлен проект постановления руководителя Исполкома г. Казани и предложено приобрести “свободный от застройки“ земельный участок по рыночной стоимости.

02.09.2008 заявитель повторно обратился в Комитет, заявив о своем несогласии на приобретение испрашиваемого земельного участка по рыночной стоимости. Однако, ответчиком 2 в ответном письме за от 23.09.2008 N 16358 указано, что порядок определения стоимости “земельных участков, свободных от застройки“, действующим законодательством не определен, стоимость свободного от застройки земельного участка по ул. Восстания будет установлена на основании отчета независимого оценщика, и также предложено приобрести испрашиваемый участок по рыночной стоимости.

В силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом
земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка; при этом, в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники находящихся на земельных участках зданий, строений, сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1.1 статьи 36 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена - органами государственной власти субъектов РФ;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления.

Суд правомерно указали, что государственная собственность на испрашиваемый заявителем земельный участок на момент рассмотрения дела не разграничена, соответственно, стоимость данного участка для целей его выкупа обществом должна определяться в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 “Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений“.

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, цена земли, применяемая для целей реализации находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, не указанных в пункте 1 Постановления, в населенных пунктах Республики с численностью
населения свыше 1 миллиона человек, установлена в размере одиннадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

На территории г. Казани порядок уплаты и ставки земельного налога определены решением представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 “О земельном налоге“.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости заявителя, именуемые также “корпус 70“ (строительное обозначение объектов), согласно писем ООО “Химград“ от 20.07.2008, от 11.01.2009, письма Отдела кадастровой деятельности РГУП “Бюро технической инвентаризации“ МСАиЖКХ РТ от 12.012009 исх. N 7, расположены на земельном участке с кадастровым N 16:50:20 01 06:179 (предыдущий кадастровый N 16:50:20 01 06:177), площадью по кадастровому этом разрешенное использование земельного участка обозначено в данном документе как “под корпус 70“.

С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу, что со стороны ответчиков как обладающих специальной компетенцией органов муниципального образования г. Казани допущены противоправные действия по понуждению общества приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок по его рыночной стоимости.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 законными и не подлежащими отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу А65-21735 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.