Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.08.2009 по делу N А55-3286/2009 Объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2009 г. по делу N А55-3286/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009

по делу N А55-3286/2009

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв. м, при участии третьих лиц: муниципального общеобразовательного учреждения лицей “Классический“ городского округа Самара, Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,



установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв. м, кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, и об обязании ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное общеобразовательное учреждение лицей “Классический“ городского округа Самара и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.

Решением суда первой инстанции от 06.05.2009 заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что правоустанавливающим документом для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв. м, кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, является именно представленное заявителем постановление главы г. Самары от 19.09.1994 N 1350.

При этом совокупность представленных заявителем документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции УФРС по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение Арбитражного суда от 06.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению подателя жалобы, судебные акты являются незаконными и необоснованными.

В частности, представленное в качестве правоустанавливающего документа постановление администрации от 19.09.1994 N 1350 не содержит сведений о спорном земельном участке, площадь земельного участка, указанная в данном постановлении (0,28 га) не совпадает с площадью, указанной в кадастровом плане земельного участка от 06.10.2006 г. N 01-4-8/06-8127 (2873 кв. м.) что противоречит действующему законодательству. Кроме того, в представленной на государственную регистрацию выписке из реестра муниципального имущества вместо пункта 3 Перечня документов, необходимых для регистрации права собственности РФ, указан пункт 2. Таким образом представленные документы не удовлетворяют условиям, предусмотренным пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 и не могут быть приняты во внимание судов.



Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы г. Самары от 19.09.1994 N 1350 медицинскому лицею предоставлен в постоянное пользование фактически занимаемый земельный участок площадью 0,28 га, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 31-а (л. д. 9 - 10).

19.01.1995 лицею выдано свидетельство N 202017 на постоянное пользование фактически занимаемым земельным участком площадью 0,2803 га (л. д. 11).

Согласно данным технического паспорта по состоянию на 25.12.2004 адрес объекта недвижимости - г. Самара, ул. Владимирская, 37/5 (л. д. 81 - 88).

По результатам проведенных в 2005 году землеустроительных работ фактическая площадь земельного участка составила 2873 кв. м, из них застроенная - 898,5 кв. м, что подтверждается материалами землеустроительного дела (л. д. 62 - 78).

Постановлением главы города Самары от 29.12.2005 N 3740 утвержден проект границ земельного участка площадью 2873,0 кв. м, относящегося по категории к землям поселений, занимаемого зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: ул. Владимирская, 37/5 в Железнодорожном районе (л. д. 79, 94).

На основании заявки Департамента 18.09.2006 проведен кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Владимирская, 37/5 в Железнодорожном районе, что подтверждается кадастровым планом от 06.10.2006 (л. д. 12 - 13).

Департамент обратился в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв. м, кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5.

Сообщением от 28.11.2008 N 01/238/2008-603 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект (л. д. 6 - 8).

Основанием для отказа, по мнению регистрирующего органа, является не представление правоустанавливающего документа, так как в представленном документе - постановлении администрации города Самары от 19.09.1994 N 1350 отсутствуют сведения о данном земельном участке.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права муниципальной собственности вследствие разграничения государственной собственности на землю являются: нахождение на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью муниципального образования; предоставление данного земельного участка органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления.

Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о регистрации), Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, на государственную регистрацию заявителем представлены документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности - постановление главы г. Самары от 19.09.1994 N 1350 и свидетельство N 202017 о предоставлении спорного земельного участка некоммерческой организации, учрежденной органом местного самоуправления, что подтверждается распиской (л. д. 15).

Судами установлено, и материалами дела подтверждается, что по своей организационно-правовой форме муниципальное образовательное учреждение лицей “Классический“ является некоммерческой организацией в виде бюджетного учреждения, созданной органами местного самоуправления (л. д. 120 - 130).

Согласно статье 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В данном случае таким актом является постановление главы г. Самары от 19.09.1994 N 1350.

Согласно материалам землеустроительного дела адрес земельного участка - улица Владимирская, 31А, исправлен на адрес - улица Владимирская, 37/5, на основании письма ФГУП “Ростехинвентаризация“ от 14.04.2005 N 01-11-6053 (л. д. 62).

В соответствии с указанным письмом здание медицинского лицея поставлено на технический учет по адресу: г. Самара, ул. Владимирская, 37/5, объект недвижимого имущества зарегистрирован 22.05.1970 в книге регистрации N 2 в реестре N 1031 на основании приказа начальника ГЖУ от 19.03.1970 N 102 (л. д. 17).

Кроме того, согласно техническому заданию на межевание земель по состоянию на 05.08.2005 местоположением земельного участка является Железнодорожный район, улица Владимирская, участок 37/5, адресом пользователя земельного участка - г. Самара, ул. Владимирская, 31а, общая площадь землепользования составляет 2873,0 кв. м (л. д. 89, 90).

В соответствии с документами о межевании земельный участок площадью 2873,0 кв. м фактически занят зданием, расположенным по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 31А, кадастровый номер 63:01:0104005 (л. д. 95 - 101).

Согласно данным технического паспорта по состоянию на 25.12.2004 адрес объекта недвижимости - г. Самара, ул. Владимирская, 37/5, который расположен на фактически занимаемом земельном участке площадью 2842,8 кв. м, в том числе застроенная - 903,4 кв. м (л. д. 81 - 88).

При этом судами установлено что, запись о данных земельного участка сделана 25.12.2005 (л. д. 82), тогда как проект границ земельного участка утвержден 29.12.2005 (л. д. 79), в связи с чем наблюдаются незначительные расхождения в площади земельного участка (площадь - 2873,0 кв. м, в том числе под зданием - 898,50 кв. м).

При таких обстоятельствах правоустанавливающим документом для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв. м, кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, является именно представленное заявителем постановление главы г. Самары от 19.09.1994 N 1350.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 “Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий“, объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.

В регистрирующий орган заявителем представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 08.12.2006 N 15-07-06/63891, в соответствии с которой объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, литера АА1А2, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара за номером 015139 на основании Решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 (л. д. 16).

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

Заявителем кадастровый план земельного участка от 06.10.2006 представлен (л. д. 12 - 13, 15).

При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод, что совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию, а оспариваемые действия УФРС по Самарской области не соответствуют требованиям статей 17, 20 Закона о регистрации, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, где суды правильно применили нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А55-3286/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.