Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.08.2009 по делу N А55-18911/2008 В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Следовательно, принятие решения о предоставлении земельного участка возможно лишь после соблюдения предусмотренной законом процедуры по формированию земельного участка, в том числе по определению размера и границ земельного участка, межевания и государственного кадастрового учета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2009 г. по делу N А55-18911/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009

по делу N А55-18911/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“, г. Чапаевск Самарской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные
действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ (далее - ООО “Чапаевский силикатный завод“, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л. д. 29 - 31) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность ООО “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 39 107,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208002:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, и обязании принять решение о предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в полном объеме выполнены требования законодательства и заинтересованному лицу представлены все необходимые документы согласно перечню, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370; ссылка заинтересованного лица на нелегитимность кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка является несостоятельной, т.к. заинтересованное лицо обязано в силу закона подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 изменено. Абзацы первый и второй резолютивной части решения от 03.03.2009 изложены в следующей редакции:

“Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 39 107,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208002:1, расположенного по адресу:
Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 39 107,00 кв. м., кадастровый номер 63:10:0208002:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1 и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка“.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты незаконными, нарушающими права и законные интересы РФ, т.к. судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а также судом апелляционной инстанции нарушены нормы процессуального права.

В частности, Правительством Самарской области издано постановление N 473 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных, где утверждена новая кадастровая оценка земельных участков г.о. Чапаевск.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, указанная в представленных ООО “Чапаевский силикатный завод“ кадастровых паспортах земельных участков в настоящее время является нелегитимной.

Следовательно, кадастровый паспорт, в котором указана кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка, являющаяся нелегитимной на момент принятия решения Территориальным управлением, не мог применяться для подготовки договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Т.к. кадастровый паспорт
является обязательным документом, необходимым для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии с ЗК РФ Территориальное управление вернуло представленные Обществом документы без исполнения.

Таким образом, судом необоснованно не применены положения ст. 36 ЗК РФ, что согласно ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.

Кроме того, Апелляционный суд применил нормы процессуального права, не подлежащие применению, поскольку неуказание площади земельного участка в резолютивной части не повлекло в соответствии со ст. 270 АПК РФ обязательной отмены судебного акта.

Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает что постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 подлежит изменению по следующим основаниям.

Заявитель является собственником объекта недвижимости - здания (склад “МАРХИ“), расположенного на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.10.2003 серия 63-АА N 945750 (л. д. 9).

14.05.2004 между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области) и Обществом заключен договор N 48-2004/09 аренды земельного участка, кадастровый номер 63:10:0208002:0001, площадью 39 107,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, который зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним “Самарская областная регистрационная палата“ (л. д. 10, 34 - 39).

Из материалов дела следует, что право собственности на испрашиваемый заявителем земельный участок, кадастровый номер 63:10:0208002:0001, принадлежит Российской Федерации, в связи с чем полномочия по распоряжению испрашиваемым
земельным участком принадлежат Территориальному управлению.

30.07.2008 Общество обратилось в Территориальное управление с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, площадью 39 107 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208002:0001, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности заявителя, с приложением пакета документов (л. д. 11 - 12).

Письмом от 17.09.2008 N 24/2414 Территориальное управление ответило, что для принятия решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность ООО “Чапаевский силикатный завод“ необходимо устранить ряд замечаний и предоставить в адрес Территориального управления 3 экземпляра оригинала либо нотариально заверенные копии кадастрового паспорта вышеуказанного земельного участка (л. д. 13 - 14).

ООО “Чапаевский силикатный завод“ устранило замечания и 29.10.2008 направило в адрес Территориального управления 3 экземпляра нотариально заверенной копии кадастрового паспорта земельного участка от 22.10.2008, кадастровый номер 63:10:0208002:1 (л. д. 15, 48).

Письмом от 26.12.2008 N 24/2418 Территориальное управление возвратило документы заявителю без исполнения в связи с тем, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка, указанная в представленном кадастровом паспорте, является нелегитимной (л. д. 32 - 33).

Суд первой инстанции указал в решении на то, что при наличии зарегистрированного права собственности ООО “Чапаевский силикатный завод“ на объект недвижимого имущества вопросы предоставления земельного участка под названным объектом регулируются статьей 36 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания,
строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ (далее - Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).

Таким образом, исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка имеет ООО “Чапаевский силикатный завод“ как собственник расположенного на нем объекта недвижимости.

Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Судами установлено, что заявителем в полном объеме выполнены требования законодательства и Территориальному управлению представлены все необходимые документы согласно перечню, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в
пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Возвращая представленные заявителем документы без исполнения по причине нелигитимности кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка, Территориальное управление не выполнило требования законодательства, возложенные на него при поступлении таких заявлений.

Правительством Самарской области издано постановление от 10.12.2008 N 473 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области“, которым утверждена новая кадастровая оценка земельных участков г.о. Чапаевск.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Источник публикации - “Волжская коммуна“ от 18.12.2008
N 6 (г.о. Чапаевск).

Территориальное управление возвратило документы до вступления в силу указанного постановления на территории г.о. Чапаевск.

При этом судами установлено, что необходимый перечень документов для оформления права собственности на земельный участок заявителем предоставлен до принятия указанного постановления.

Таким образом, на момент возникновения правоотношений между заявителем и Территориальным управлением действующее законодательство предусматривало кадастровую стоимость, которая указана в кадастровом плане от 27.12.2008 N 63-00-102/08-44145, представленном Обществом 30.07.2008. (л. д. 44 - 47).

При таких обстоятельствах судами правомерно указано, что оспариваемыми действиями Территориального управления нарушаются права и законные интересы заявителя как собственника объектов недвижимости и требования статьи 36 ЗК РФ.

Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных
требований ООО “Чапаевский силикатный завод“, которым суд признал незаконными действия Территориального управления, выразившееся в возврате заявления о предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 63:10:0208002:1.

Вероятно, вместо пункта 7 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации имеется в виду пункт 1 статьи 37 названного Кодекса.

В решении суд первой инстанции указал, что с учетом положений пункта 7 статьи 36 ЗК РФ суд считает, что по смыслу и содержанию пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35, пункта 7 статьи 37 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, и части, необходимой для их использования, определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией.

В этой связи общая площадь спорного земельного участка с учетом площади, непосредственно находящейся под указанным нежилым зданием, и площади, необходимой для его использования, подлежит установлению при изготовлении кадастровой карты земельного участка, утверждении уполномоченным органом в установленном порядке его размеров и границ и направлении Территориальным управлением ООО “Чапаевский силикатный завод“ проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у него оснований для указания в резолютивной части решения конкретного размера площади спорного земельного участка.

С данным выводом суда первой инстанции правомерно не согласился арбитражный апелляционный суд, поскольку процедура, предусмотренная пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, применяется в случаях, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет.

Испрашиваемый в рамках настоящего дела земельный участок прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:10:0208002:0001.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми планами испрашиваемого земельного участка, площадью 39 107 кв. м, от 04.03.2003 N
129 (л. д. 40 - 42), от 27.02.2008 N 63-00-102/08-44145 (л. д. 44 - 47), кадастровым паспортом земельного участка от 22.10.2008 N 63-00-102/08-420780 (л. д. 49 - 52), в которых указан кадастровый номер участка 63:10:02 08 002:0001, т.е. тот же номер, который указан в заявке на приватизацию земельного участка (л. д. 11 - 12), а также в договоре аренды земельного участка от 14.05.2004 N 48-2004/09 (л. д. 34 - 39).

В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Следовательно, принятие решения о предоставлении земельного участка возможно лишь после соблюдения предусмотренной законом процедуры по формированию земельного участка, в том числе по определению размера и границ земельного участка, межевания и государственного кадастрового учета.

Таким образом, при удовлетворении требований о признании решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об отказе в заключении договора купли-продажи земельных участков незаконными с указанием на устранение нарушения путем обязания направить проект договора купли-продажи земельного участка, в резолютивной части судебного акта необходимо указывать объект договора - идентифицированный земельный участок с указанием его местонахождения, кадастрового номера и площади земельного участка. Цена выкупаемого земельного участка должна быть указана при наличии между сторонами спора о цене имущества.

При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением норм материального права, согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции правомерно изменено. Суд апелляционной инстанции, в нарушение действующего законодательства при принятии решения обязал Территориальное управление принять в месячный срок решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 39 107,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208002:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1.

Как установлено пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Кроме того, в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Поэтому указание в резолютивной части судебного акта об обязании принять решение и предоставить в собственность земельный участок, противоречит заявленным требованиям о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и об обязании подготовить и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.

В указанной части постановление апелляционной инстанции подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А55-18911/2008 изменить.

Абзац четвертый резолютивной части постановления от 12.05.2009 изложить в следующей редакции:

“Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области не позднее месячного срока со дня получения настоящего решения направить обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 39 107,00 кв. м., кадастровый номер 63:10:0208002:1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1 в установленном законном порядке“.

В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А55-18911/2008 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.