Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.08.2009 по делу N А06-209/2009 Неведение юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2009 г. по делу N А06-209/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“, г. Волгоград

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009

по делу N А06-209/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“, г. Волгоград к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) по Астраханской области, г. Астрахань о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) по Астраханской области (далее - управление) от 26.12.2008 N 365 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.02.2009 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Сотрудниками управления проведена внеплановая проверка общества по соблюдению требований природоохранного законодательства по месту нахождения обособленного подразделения общества, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2а, в ходе которой установлено, что обособленное подразделение общества не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2008 N 80 и вынесено постановление от 26.12.2008 N 365 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде 20 000 рублей штрафа. Рассмотрение протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу состоялось в один и тот же день по ходатайству законного представителя общества.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно пункту 2 названной статьи Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Из указанных правовых норм следует, что неведение юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что поступившие отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (смесь нефтепродуктов отработанная) (3-ий класс опасности) (код по ФККО 544 000 00 06 03 3) на территории обособленного подразделения обезвреживались путем процесса обезвоживания, в результате чего образовывался новый вид отхода 3 класса опасности - отходы эмульсии и смесей нефтепродуктов (вода, загрязненная нефтепродуктами) (код по ФККО 5440000002013), который согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласованному Управлением Ростехнадзора по Астраханской области 10.10.2007 должен сбрасываться в систему канализации г. Ахтубинска (договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию N 450 ВК от 20.08.2007). Однако обществом учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не велся. Доказательств обратного обществом не представлено.

Таким образом, судебная коллегия считает обоснованным вывод судов о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 8.2 КоАП РФ.

Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов судов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А06-209/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.