Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.08.2009 по делу N А06-208/2009 Размещение отходов эмульсий и смесей нефтепродуктов в отсутствие у организации нормативов образования указанных отходов и лимита на их размещение, а также отсутствие у должностного лица, допущенного к работе с опасными отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2009 г. по делу N А06-208/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“, г. Волгоград

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 февраля 2009 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2009 г.

по делу N А06-208/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“, г. Волгоград о признании недействительными постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области от 26 декабря 2008 г. N 366, от 26 декабря 2008 г. N 367,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“, г. Волгоград (далее - ООО “ЮТК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области: от 26 декабря 2008 г. N 366 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 руб., от 26 декабря 2008 г. N 367 о привлечении директора ООО “ЮТК“ Охотского А.С. к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 2000 руб.

До принятия судом решения заявитель отказался от требования об отмене постановления N 367 от 26 декабря 2008 г. о назначении административного наказания директору ООО “ЮТК“ Охотскому А.С. в виде штрафа в размере 2000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что обжалование данного постановления подведомственно суду общей юрисдикции. Данный отказ принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 февраля 2009 г. в удовлетворении требований ООО “ЮТК“ о признании незаконным и отмене постановления N 366 от 26 декабря 2008 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) отказано. Производство по делу в части требований о признании незаконным и отмене постановления N 367 от 26 декабря 2008 г., прекращено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО “ЮТК“ просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судом норм материального права.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2008 г. инспекторами административного органа во исполнение Приказа Управления Росприроднадзора от 17 декабря 2008 г. N 440 была проведена внеплановая проверка обособленного структурного подразделения ООО “ЮТК“. В ходе проверки установлено, что общество в нарушении Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ на территории обособленного структурного подразделения, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2 “а“ в резервуаре емкостью 3000 куб. м. размещало отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (смесь нефтепродуктов отработанная (3-й класс опасности)) в количестве 1717,056 т. без наличия лимита на их размещение. Кроме того, у допущенного к работе с опасными отходами на основании приказа от 07 апреля 2008 г. N 67 - Ф.И.О. отсутствовала профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельством на право работы с опасными отходами.

По результатам проверки был составлен акт от 23 декабря 2008 г. N 47, протокол об административном правонарушении от 26 декабря 2008 г. N 82, на основании которых Управлением Росприроднадзора 26 декабря 2008 г. было вынесено постановление N 366 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 руб.

Как следует из материалов дела по договору аренды от 01 октября 2007 г. ООО “ЮТК“ взяло у ЗАО “Тандем“ сроком до 31 декабря 2008 г. производственные объекты (земельный участок 8440 кв. м. под мазутохранилище, подъездные железнодорожные пути, насосную и операторскую), расположенные по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Маяковского, 2 “а“.

На вышеуказанной производственной площадке общество осуществляет деятельность по сбору от сторонних организации и обезвоживанию отходов эмульсий и смесей нефтепродуктов (код по ФККО 544 000 00 06 03 3 (3-й класс опасности)).

Имеющийся у общества проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Управлением Ростехнадзора по Астраханской области, не содержит норматив и лимит на обращение с отходами конкретного вида - смесью нефтепродуктов отработанной (код по ФККО 544 000 00 06 03 3 (3-го класса опасности)).

Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 461 от 16 июня 2000 г. “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.

Согласно статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. “Об охране окружающей среды“ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Общество имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованный Управлением Ростехнадзора по Астраханской области от 10 октября 2007 г., в котором не указаны данные по отходам эмульсий и смесей нефтепродуктов (смесь нефтепродуктов отработанная).

Из материалов дела следует, что общество на момент проверки размещало в резервуаре емкостью 3000 кб. м. 1717,056 т. отходов эмульсий и смесей нефтепродуктов, при этом, не разработав проект нормативов образования отходов и лимита на размещение отходов эмульсий и смесей нефтепродуктов (смесь нефтепродуктов отработанная).

Статьей 15 Закона N 89-ФЗ, предусмотрены требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, а именно: лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Следовательно, ООО “ЮТК“ обязано иметь должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами.

Однако у допущенного к работе с опасными отходами на основании приказа от 07 апреля 2008 г. N 67 - Ф.И.О. отсутствовала профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельством на право работы с опасными отходами.

Ответственность за данные правонарушения предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Несоблюдение указанных норм, выразившееся в отсутствие разрешительной нормативно-экологической документации у ООО “ЮТК“, в результате предпринимательской деятельности которого образуются отходы, подтверждено материалами дела.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 февраля 2009 г. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2009 г. по делу N А06-208/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южная топливная компания“, г. Волгоград - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.