Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.08.2009 по делу N А55-19523/2008 Отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок признан недействительным, поскольку спорный земельный участок был предоставлен в постоянное пользование федеральному государственному предприятию из казны Российской Федерации. Доказательств изменения статуса спорного земельного участка в дальнейшем (выбытие из казны Российской Федерации) участвующим в деле лицами не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2009 г. по делу N А55-19523/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009

по делу N А55-19523/2008

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и об обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц: Федеральное государственное учреждение “Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области“, г. Самара, открытое акционерное общество “Водник“, г. Самара,

установил:

Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области (далее - истец, заявитель, ТУ ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа от 05.09.2008 N 01/203/2008-160 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, 1240 кв. м с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217, и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, 1240 кв. м с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217.

Заявленные требования основаны на пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона и “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 N 122-ФЗ и обстоятельствах отказа в регистрации права собственности на земельный участок за Российской Федерацией.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2009, оставленного без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009, заявленные требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв. м с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217, содержащийся в сообщении от 18.09.2008 N 01/203/2008-160. Кроме того, суд обязал УФРС по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв. м с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217.

Не согласившись с принятыми судебными актами УФРС по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Податель жалобы ссылается на то, что судебные акты являются незаконными и подлежащими отмене.

В частности, в кассационной жалобе указывается на то, что на спорном земельном участке находится здание открытого акционерного общества “Водник“ (далее - ОАО “Водник“), заявителем на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации.

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) к участию в деле привлечено не было, что является безусловным основанием для отмены судебных актов на основании части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель истца с кассационной жалобой не согласился и пояснил, что в судах первой и апелляционной инстанции о привлечении Министерства, в качестве лица, участвующего в деле, не ставился.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает что решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.

Сообщением от 18.09.2008 N 01/203/2008-160 ответчик отказал заявителю в совершении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находится знание, принадлежащее на праве собственности ОАО “Водник“.

Полагая, что основания отказа являются незаконными, ТУФАУФИ по Самарской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Самары от 11.04.1994 N 528 (л. д. 11 - 14) Самарскому гидрогеолого-мелиоративному предприятию, входящему в состав Государственного предприятия “Самарамелиорация“ в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,124 га в Октябрьском районе по 3-му проезду, 57, о чем было выдано свидетельство о праве постоянного пользования вышеназванным участком от 03.06.1994 N 200676 (л. д. 15).

Постановлением администрации Октябрьского района г. Самары от 05.06.1997 N 861 зарегистрировано дочернее унитарное предприятие “Водник“ Государственного предприятия “Самарамелиорация“.

Решением департамента управления государственным имуществом Самарской области от 19.11.2001 N 814 дочернее унитарное предприятие “Водник“ приватизировано в форме преобразования в ОАО “Водник“.

Из письма Министерства от 26.11.2007 N 12-13/5369 следует, что при приватизации в уставной капитал ОАО “Водник“ был передан объект недвижимого имущества - производственное здание литера И по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57.

Самарское гидрогеологомелиоративное предприятие являлось федеральным государственным предприятием, что подтверждается уставом (л. д. 21 - 25 т. 1), данное предприятие в дальнейшем преобразовано в Федеральное государственное учреждение (далее - ФГУ) “Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области“.

Согласно пункту 1 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Материалами дела не подтверждается право собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований на спорный участок.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Таким образом, в силу названной нормы спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, т.к. он был предоставлен в пользование Самарскому гидрогеологомелиоративному предприятию из казны Российской Федерации, в свою очередь правопреемником которого в настоящее время является ФГУ “Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области“.

Доказательств изменения статуса спорного земельного участка в дальнейшем (выбытие из казны Российской Федерации), лицами, участвующим в деле не представлено.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

УФРС по Самарской области не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв. м с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217.

Привлечение Министерства в качестве лица, участвующего в деле, не породило бы какие-либо права Самарской области на спорный земельный участок.

При таких обстоятельствах дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу N А55-19523/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.