Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.08.2009 по делу N А55-14/2009 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа в части предложения уплатить НДС удовлетворены правомерно, поскольку налоговым органом не были представлены доказательства извещения заявителя о месте и времени рассмотрения материалов проверки. Операции по реализации услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) не подлежат налогообложению при наличии соответствующей лицензии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 г. по делу N А55-14/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009

по делу N А55-14/2009

по заявлению открытого акционерного общества “РегионАвтоТранс-Тольятти“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании частично недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество “РегионАвтоТранс-Тольятти“, г. Тольятти (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании недействительным решения от 23.10.2008 N 3624 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, вынесенное Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 690 841 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в нарушение пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик не учел суммы налога в их стоимости в той пропорции, в которой они используются при реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) а именно, входной НДС по услугам (работам), используемой в деятельности как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Считает, что доводы заявителя о нарушении налоговым органом процедуры вынесения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ошибочны, так как не основаны на положениях действующего законодательства о налогах и сборах.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Инспекция надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своих представителей для участия в нем не направила.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав возражения представителя Общества, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за август 2007 года налоговым органом принято оспариваемое решение от 23.10.2008 N 3624 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности; предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 1 690 841 руб. и уменьшить заявленную к возмещению из бюджета сумму НДС за август 2007 года в размере 288 041 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод налогового органа о том, что заявитель не учел суммы налога в их стоимости в той пропорции, в которой они используются по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а именно, “входной“ НДС по услугам (работам), используемой в деятельности облагаемой и не облагаемой налогом.

Суды обоснованно посчитали позицию налогового органа ошибочной, не соответствующей закону и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Операции по реализации услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующей лицензии.

Судом установлено, что Общество имеет лицензию N АСС-63-040362 от 23.11.2006 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек сроком действия до 23.11.2011.

Исходя из пункта 4 статьи 149 НК РФ, в случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. В суде первой инстанции заявитель пояснил, что отражает раздельно реализацию автотранспортных услуг на балансовых счетах: реализацию услуг облагаемых НДС и реализацию услуг, не облагаемых НДС. Затраты формируются заявителем пропорционально выручке от реализации на счетах: себестоимость услуг не облагаемых НДС и себестоимость услуг облагаемых НДС.

На операции по реализации услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, предусмотренные подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, установлена льгота по НДС. Указанные операции признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и приобретаются в процессе осуществления этой деятельности.

Судом установлено, что заявитель в соответствии с договором лизинга от 20.11.2006 приобрел в лизинг автобусы, используемые в своей деятельности, признаваемой объектом налогообложения. Поскольку, лизинговые платежи являются оплатой предоставляемой услуги, то из смысла подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, подлежат вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычетам подлежат суммы НДС в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 146 НК РФ.

Заявитель правомерно определил пропорциональную долю выручки, облагаемой НДС и не облагаемой НДС, а также на основании положений подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ правомерно принял к вычету НДС по приобретенным услугам в полном объеме в размере 4 977 199 руб., поскольку названная норма предусматривает исключение лишь для товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, не упоминая о работах (услугах).

Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что материалами дела не подтверждается довод налогового органа о невозможности однозначно определить, какая часть приобретенных товаров (работ, услуг) будет использована в деятельности, облагаемой НДС, а какая - в деятельности, не облагаемой НДС, и соответственно рассчитать, в каком размере “входной“ НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг).

Судебные инстанции сделали правильный вывод о существенном нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленной в статье 101 НК РФ.

Согласно решению налогового органа Общество извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки актом камеральной проверки.

Из исследованного в суде акта камеральной налоговой проверки от 16.09.2008 N 6167/574 следует, что главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок Ильгузиной Н.М. указано на рассмотрение 20.10.2008 в 10 часов 00 минут в кабинете 408 представленных налогоплательщиком разногласий, а не материалов проверки.

Из текста оспариваемого решения налогового органа следует, что материалы проверки налогоплательщика рассмотрены должностным лицом налогового органа 23.10.2008, в отсутствие представителя налогоплательщика, что свидетельствует о существенном нарушении прав и законных интересов Общества при проведении камеральной налоговой проверки и принятии решения по ее результатам.

Налоговым органом в суд первой инстанции не были представлены доказательства извещения заявителя о месте и времени рассмотрения материалов проверки на 23.10.2008.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Заявитель не представил возражений по акту проверки в срок до 20.10.2008. Однако это обстоятельство не лишало его права давать устные объяснения при рассмотрении 23.10.2008 именно материалов проверки, а не письменных возражений.

Возможность рассмотрения материалов проверки в случае неявки лица, в отношении которого проводилась данная проверка (его представителя), вышеназванной нормой права предусмотрена только в случае надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки указанного лица.

С учетом того, что заявитель не имел возможности 23.10.2008 представить свои объяснения по итогам камеральной проверки, какие-либо доказательства, опровергающие правильность принятого решения, суд обоснованно указал, что имеющие место нарушения процессуального порядка привлечения к ответственности являются самостоятельным и безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А55-14/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.