Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.08.2009 по делу N А12-5732/2009 Деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию. Осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) на такую деятельность влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 г. по делу N А12-5732/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Каустик“, г. Волгоград

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 апреля 2009 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2009 г.

по делу N А12-5732/2009

по заявлению Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры о привлечении открытого акционерного общества “Каустик“, г. Волгоград к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура (далее - природоохранная прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “Каустик“, г. Волгоград (далее - ОАО “Каустик“, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 апреля 2090 г. заявленные требования удовлетворены. ОАО “Каустик“ было привлечено к административном ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “Каустик“ просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество предпринимательской деятельности, связанной с размещением отходов не осуществляет, а норма части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) на такую деятельность.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.



Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что 18 марта 2009 г. в отношении ОАО “Каустик“ природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, в ходе которой выявлены нарушения части 3 статьи 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ), выразившиеся в размещении отходов (промышленные жидкие отходы 2-го класса опасности, твердые и жидкие отходы 3-го, 4-го и 5-го класса опасности). Общество с 28 февраля 2009 г. осуществляет размещение отходов на секции N 2 пруда-накопителя от сторонних организации.

Природоохранной прокуратурой подано заявление от 18 марта 2009 г. N 05-05А-2009 в Арбитражный суд Волгоградской области, в котором заявитель просит привлечь ОАО “Каустик“ к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 2 Закона N 128-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“. Следовательно, деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Из объяснений представителя ОАО “Каустик“ (т. 1 л. д. 12) подтверждается отсутствие надлежащей лицензии на момент проверки. Общество располагало ранее полученной лицензией на размещение отходов соответствующих классов опасности, однако срок действия лицензии N 34М04/0011 истек 27 февраля 2009 г. После истечения срока действия лицензии N 34М04/0011 общество продолжало осуществлять размещение отходов на секции N 2 пруда-накопителя, данный факт подтверждается выписками из журнала учета вывоза отходов цеха N 40, из которого следует, что от ОАО “Пласткард“ и ЗАО “Никопласт-Волга“ после 28 февраля 2009 г. продолжали поступать отходы, которые принимались обществом.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Как усматривается из материалов дела, общество имело журнал учета вывоза отходов цеха N 40, который начат 06 июня 2008 г, а окончен 17 марта 2009 г., следовательно, после окончания действия лицензии N 34М04/0011.

Все указанные обстоятельства указывают о нарушении обществом статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:



решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 апреля 2009 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2009 г. по делу N А12-5732/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Каустик“, г. Волгоград - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.