Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.08.2009 по делу N А55-15383/2008 Жилые помещения не могут быть включены в план приватизации предприятия и подлежат передаче в муниципальную собственность. Передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 г. по делу N А55-15383/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009

по делу N А55-15383/2008

по заявлению открытого акционерного общества “РЖД“ в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги, г. Самара, к администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управления государственным имуществом по Самарской области, о признании незаконным решения от 15.07.2008 N 15-07-17/29874,

в заседании суда объявлен перерыв до 14 часов 40 минут 03.08.2009.

установил:

открытое акционерное общество “РЖД“ в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиал открытого акционерного общества “РЖД“ (далее - заявитель, ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа Самара, главе городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) от 15.07.2008 N 15-07-17/29874, выраженного в уклонении в принятии домов в муниципальную собственность городского округа Самара и об обязании администрацию городского округа Самара принять в муниципальную собственность следующие объекты:

Кировский район, п. Зубчаниновка, 1117 км, ул. Литвинова, 27;

Кировский район, п. Зубчаниновка, 1115 км, дом бригадира пути;

Промышленный район, Саянский переулок, 16;

Промышленный район, 1111 км, дом N 1;

Советский район, ул. База МПС-12, дом N 6;

Советский район, ул. База МПС-12, дом N 11;

Красноглинский район, ст. Красная Глинка, дом N 11;

Красноглинский район, 176 км., ж. д. N 1;

Красноглинский район, 176 км., ж. д. N 2.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.

Решением суда от 12.02.2009 требования ОАО “РЖД“ удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация городского округа Самара (далее - администрация) просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Как следует материалов дела, заявитель неоднократно обращался в администрацию с заявлениями от 03.07.2007 и 14.08.2007, в Департамент с заявлениями от 15.05.2008 N 1191, от 29.05.2008 N 134 о принятии жилых домов в муниципальную собственность.

Письмом от 15.07.2008 N 15-07-17/29874 Департамент указал на нецелесообразность приема объектов жилого фонда в муниципальную собственность городского округа Самара в существующем виде.

Из содержания указанного письма следует, что Департамент по существу отказал в принятии находящегося на балансе у заявителя жилищного фонда в муниципальную собственность.

Удовлетворяя заявленные требования суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации“ жилые помещения не могут быть включены в план приватизации предприятия и подлежат передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении собственности в России на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе России, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность того города или района, на территории которого они расположены (пункт 1 Приложения N 3 указанного Постановления).

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий“ и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.

ОАО “РЖД“ создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, принятого в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организации федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Пунктом 7 данного Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предписано осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Во исполнение пункта 7 указанного Постановления Министерством имущественных отношений России, Министерством финансов России, Министерством путей сообщения России вынесено совместное распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, которым утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (Приложение N 1 к распоряжению); предусмотрена передача в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

В утвержденный перечень входят жилые дома, подлежащие передаче в муниципальную собственность.

Пункт 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 содержит указание, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Следовательно, после принятия указанных ненормативных актов у органов местного самоуправления возникла обязанность осуществить соответствующие действия по принятию передаваемых объектов.

С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанций правомерно признано незаконным решение ответчика об отказе принять жилищный фонд в муниципальную собственность по мотивам нецелесообразности.

Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность на момент обращения заявителя с соответствующими заявлениями к ответчику был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации“, суду не представлено.

Иного порядка передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не имеется, поэтому вывод судов о недопустимости применения указанного Постановления к спорным правоотношениям нельзя признать основанным на законе.

Поскольку спорное имущество в реестр федеральной собственности при создании ОАО “РЖД“ не было включено, однако непосредственно перед этим находилось на балансе ФГУП “Куйбышевская железная дорога“, отсутствие некоторых из перечисленных в постановлении документов исходя из сложившейся ситуации не должно препятствовать оформлению передачи объектов в муниципальную собственность.

Возложение судом на администрацию обязанности принять объекты в муниципальную собственность не препятствует принятию соответствующего решения в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 по делу N А55-15383/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.