Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.08.2009 по делу N А06-561/2009 Заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за неуведомление уполномоченного органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина удовлетворено правомерно, так как установлено, что протокол об административном правонарушении был составлен без надлежащего уведомления законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 г. по делу N А06-561/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области, г. Астрахань,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009

по делу N А06-561/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Ремонтно-строительная фирма “Фрагмент“, г. Астрахань, к Управлению Федеральной миграционной службы по Астраханской области, Отделу иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ремонтно-строительная фирма “Фрагмент“ (далее - ООО “РСФ “Фрагмент“) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области (далее - УФМС России по Астраханской области, административный орган) от 03.02.2009 N 0044318 о привлечении ООО “РСФ “Фрагмент“ к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Решением суда от 19.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, административный орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, 03.02.2009 начальником отдела иммиграционного контроля УФМС России по Астраханской области было вынесено постановление о привлечении ООО “РСФ “Фрагмент“ к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Проверкой установлено, что 05.05.2008 ООО “РСФ “Фрагмент“ заключило трудовой договор с иностранным гражданином Республики Таджикистан Солиховым М.Х., не уведомив УФМС России по Астраханской области о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в установленный законодательством трехдневный срок.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183 работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без граждане прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем: получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнителе власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.

Материалами дела установлено, что 07.05.2008 руководитель ООО “РСФ “Фрагмент“ уведомил УФМС России по Астраханской области о прибытии иностранного гражданина, не уведомив его о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности. Такая обязанность возложена на заявителя названными выше положениями Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и Правилами подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Уведомление должно быть направлено заявителем в УФМС России по Астраханской области в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. Причем, не имеет правового значения исполнял или нет принятый на работу иностранный гражданин свои трудовые обязанности.

При удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что административным органом нарушен установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении. Суды установили факт существенного нарушения УФМС России по Астраханской области процедуры привлечения ООО “РСФ “Фрагмент“ к административной ответственности и порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В ходе производства по делу должна быть обеспечена законность. Вся процедура административного производства, в том числе связанная с составлением протокола, рассмотрением дела об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении, должна строго соответствовать требованиям закона. Должностные лица, уполномоченные законом вести производство по делу об административном правонарушении, не должны выходить за пределы своих прав.

Согласно пункту 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Следовательно, лицо может быть привлечено к административной ответственности только по правилам, предусмотренным КоАП РФ.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, при составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Погорелкин А.Н. ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Положениями статьи 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, пунктом 5 части 1 которой определено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела также разъясняются их права и обязанности.

Из приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В рассматриваемом случае, заявителю УФМС России по Астраханской области на руки выданы два протокола, один из которых представляет собой заготовку подлинника (имеется подлинная подпись сотрудника, составившего протокол), второй протокол представляет собой копию протокола, имеющегося в материалах административного дела УФМС России по Астраханской области.

Между тем протокол об административном правонарушении не может быть заготовлен заранее.

Нарушение административном органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ явилось основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А06-561/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.