Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.07.2009 по делу N А65-21517/2008 Отказывая в признании недействительными договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием и государственной регистрации названного права, а также в обязании передать спорное имущество муниципальному образованию, суд исходил из недоказанности права муниципальной собственности на спорные помещения, истечения срока исковой давности и избрания истцом способа защиты, не соответствующего характеру нарушенных прав.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2009 г. по делу N А65-21517/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, г. Набережные Челны

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2009

по делу N А65-21517/2008

по исковому заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, г. Набережные Челны к конкурсному управляющему государственного унитарного предприятия “Жилищно-коммунальный сервис“ Закирзянову А.Р., г. Казань, государственному унитарному предприятию “Жилищно-коммунальный сервис“, г. Набережные Челны, Министерству земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, при участии третьего лица: Управления Федеральной регистрационной службы по РТ, г. Казань о признании договора от 24.12.2002 N 02-007-0002 о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием недействительным (ничтожным) в части передачи нежилых помещений, признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию “Жилкомсервис“ на нежилые помещения, обязании конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия “Жилкомсервис“ передать муниципальному образованию город Набережные Челны жилые помещения (квартиры),

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны (далее - ИК МО г. Набережные Челны) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к конкурсному управляющему государственного унитарного предприятия “Жилищно-коммунальный сервис“ Закирзянову А.Р. (далее - конкурсный управляющий ГУП “Жилкомсервис“), Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан (далее - УФРС по РТ), Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Минземимущество РТ) с привлечением в качестве третьего лица ГУП “Жилкомсервис“ о признании договора от 24.12.2002, N 02-007-0002 о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием недействительным (ничтожным), признании недействительной государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП “Жилкомсервис“ на нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 208 (кад. номер 16:52:06 02 03:0003:0007:0222); г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 209 (16:52:06 02 03:0003:0007 0223); г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 210 (16:52:06 02 03:0003:0007:0224); г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 211 (16:52:06 02 03:0003:0007:0225); г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 65/35 (45/13) кв. 170 (16:52:05 03 04:0013:0008:0217); г. Набережные Челны, пр. Ш.Усманова, д. 111 (48/13) кв. 145 (16:52:06 02 02:0019:0013:0167); г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 43 (16/14) кв. 3 (16:52:05 02 05:0014:0010: 0082); г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, д. 51, кв. 385 (16:52:04 02 04: 0001: 0003: 0516); г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 61 (16:52:03 03 02: 0007: 0003: 0132); г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 62 (16:52:03 03 02:0007:0003:0133); г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 63 (16:52:03 03 02:0007:0003:0131); г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 68 (16:52:03 03 02:0007:0003:0130); г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 66 (16:52:03 03 02: 0007: 0003: 0134); г. Набережные Челны, пр. М.Джалиля, д. 49, кв. 98 (16:52:02 01 28:0027:0003:0073); г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 66 (23/04) (16:52:06 02 04:0008:0008:0056), обязании конкурсного управляющего ГУП “Жилкомсервис“ передать муниципальному образованию город Набережные Челны жилые помещения (квартиры), расположенные по адресам: г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 208; г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 209; г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 210; г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36 (49/03) кв. 211; г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 65/35 (45/13) кв. 170; г. Набережные Челны, пр. Ш.Усманова, д. 111 (48/13) кв. 145; г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 43 (16/14) кв. 3; г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, д. 51, кв. 385; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 61; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 62; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 63; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 68; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 66; г. Набережные Челны, пр. М.Джалиля, д. 49, кв. 98; г. Набережные Челны, пр-кт Сююмбике, д. 66 (23/04).

Исковые требования основаны на положениях статей 131, 168, 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 4, 17, 18 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 N 122-ФЗ, договоре хозяйственного ведения от 24.12.2002 N 02-007-0002, факте незаконного распоряжения конкурсным управляющим ГУП “Жилкомсервис“ спорным имуществом.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об изменении предмета иска, просил признать договор от 24.12.2002 N 02-007-0002 о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием недействительным (ничтожным) в части передачи жилых помещений, относительно второго требования на признание недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения ГУП “Жилкомсервис“ на нежилые помещения.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2009 принят частичный отказ истца от требования о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения ГУП “Жилкомсервис“ на нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 61; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 62; г. Набережные Челны, пр. М.Джалиля, д. 49, кв. 98. Производство по делу в данной части было прекращено на основании пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.12.08 произведена замена УФРС по РТ надлежащим ответчиком: ГУП “Жилкомсервис“.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено УФРС по РТ.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2009 производство по делу в части требований о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения ГУП “Жилкомсервис“ на нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 61; г. Набережные Челны, б-р Бумажников, д. 1 (17А/20), кв. 62; г. Набережные Челны, пр. М.Джалиля, д. 49, кв. 98 прекращено. В остальной части иска отказано.

Принимая судебное решение, судебная инстанция исходила из недоказанности факта принадлежности спорных помещений к жилому фонду, также истцом не было оспорено основание регистрации права хозяйственного ведения за ГУП “Жилкомсервис“ на спорные помещения, вследствие чего сделан вывод о невозможности оспаривания зарегистрированного права, кроме этого в качестве самостоятельного основания для отказа в иске указано на пропуск исковой давности, о котором заявлено в споре.

В кассационной жалобе ИК МО г. Набережные Челны, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебный акт предлагается отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель ИК МО г. Набережные Челны поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил суд об ее удовлетворении.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выступлении лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

На основании распоряжения Минземимущества РТ от 30.10.2002 N 1538-р было создано ГУП “Жилкомсервис“.

В целях формирования имущества унитарного предприятия между ГУП “Жилкомсервис“ и уполномоченным органом был заключен договор от 24.12.2002 N 02-007-0002 о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которого предприятию было передано имущество общей стоимостью 7 161 279 981 руб.

Перечень передаваемого имущества определен в приложении N 1 к указанному договору.

Фактическая передача имущества подтверждена актом приема-передачи от 24.12.2002 и не оспаривается сторонами.

Регистрация права хозяйственного ведения за ГУП “Жилкомсервис“ на спорные помещения расположенные по адресам: г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36, пр. Сююмбике, д. 36, 66, пр. Ш.Усманова, д. 111, пр. Мира д. 43, пр. Набережночелнинский, д. 51, б-р Бумажников, д. 1, подтверждена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 14.03.2008 N 30/034/2008-03, предоставленная УФРС по РТ.

Распоряжением Минземимущества РТ от 01.07.2003 N 1212-р принято решение об изъятии из хозяйственного ведения ГУП “Жилкомсервис“ жилых домов и нежилых помещений и передаче объектов в доверительное управление обществу с ограниченной ответственностью “Ремжилстрой“, обществу с ограниченной ответственностью “Электротехников“, обществу с ограниченной ответственностью “ЖЭУ “Кастройсервис“, обществу с ограниченной ответственностью “ЖУ “Паритет“.

Впоследствии распоряжением Министерства от 29.07.2003 N 1404-р внесены изменения в пункт 1 распоряжения от 01.07.2003 N 1212-р и исключены из пункта 1 нежилые помещения.

Во исполнение Закона Республики Татарстан от 30.12.2005 N 140-ЗРТ “О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и государственными субсидиями для решения вопросов местного значения“ по акту приема-передачи от 09.10.2006 N 081-199 в состав муниципальной собственности публично-правового образования г. Набережные Челны передано государственное имущество - жилищный фонд в соответствии с приложением.



В перечень имущества переданного муниципальному образованию, также были включены и жилые дома, в которых расположены нежилые помещения, закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП “Жилкомсервис“.

Согласно представленным Выпискам из реестра муниципальной собственности по состоянию на 06.10.2006 спорные помещения находятся в собственности муниципального образования г. Набережные челны.

Между тем решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.01.2008 по делу N А65-25210/2006, ликвидируемый должник ГУП “Жилкомсервис“ признан несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство.

Муниципальное образование считая, что поскольку данные помещения были предназначены только для проживания граждан и являются его собственностью, обратился в арбитражный суд с настоящим иском об оспаривании договора о закреплении государственного имущества и зарегистрированного за ГУП “Жилкомсервис“ права хозяйственного ведения.

Выводы судебной инстанции о недоказанности права муниципальной собственности на спорные помещения, истечение срока давности, о котором заявлено в споре и избрании истцом способа защиты, несоответствующего характеру нарушенных прав соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Во исполнение требований Закона РСФСР “О собственности в РСФСР“ было принято Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующие реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

Вероятно, имеется в виду распоряжение Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

На основании пунктов 10, 14 распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1994 N 114-рп “Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“, действующего в спорный период, муниципальное имущество подлежало пообъектной регистрации в соответствующем реестре, которые велись комитетами по управлению имуществом.

На момент государственного разграничения собственности спорные жилые дома находились в составе собственности субъекта Российской Федерации и переданы в состав муниципальной собственности по акту от 09.10.2006, который впоследствии и явился основанием для включения их в состав собственности муниципального образования.

Таким образом, судом правомерно не приняты во внимание доводы ИК МО г. Набережные Челны о том, что жилые дома, в составе которых и находились нежилые помещения, относились к муниципальному уровню собственности в силу Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

Из анализа актов государственных комиссий по приемке жилых домов следует, что их строительство осуществлялось за счет средств Дирекции завода “КАМАЗ“ и Нижнекамского ГЭС “Минэнерго СССР“, следовательно, до передачи объектов муниципальному образованию жилые дома находились в составе государственной собственности.

Данные обстоятельства подтверждаются и тем, что на момент о разграничения собственности в соответствии с требованиями, предъявляемыми для порядка оформления прав, комитет по управлению муниципальным имуществом не включал спорные объекты в состав муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах на момент заключения договора от 24.12.2002 о закреплении объектов на праве хозяйственного ведения за ГУП “Жилкомсервис“ Минземимущество РТ действовало в пределах своей компетенции относительно распоряжения государственной собственности.

После передачи жилых домов из состава государственной собственности спорные нежилые помещения остались в хозяйственном ведении ГУП “Жилкомсервис“, о чем свидетельствует распоряжение Минземимущества РТ от 29.07.2003 N 1404-р.

Из имеющихся в материалах дела выписок из технических паспортов на спорные объекты следует, что спорные помещения являются нежилыми, что также подтверждается документацией о государственной регистрации права на них, выданных регистрационной службой.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку фактическая передача имущества (исполнение договора) в состав ГУП “Жилкомсервис“ состоялась 24.12.2002, а с иском исполнительный комитет обратился лишь 07.10.2008, выводы суда об истечении срока исковой давности основаны на нормах действующего законодательства.

Следует отметить, что поскольку истец, считающий себя собственником спорных помещений, не обладает на них зарегистрированным правом и фактически ими не владеет, вопрос о праве собственности на такое имущество, либо оспаривании зарегистрированного права другого лица может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07.

Однако муниципальное образование, не владеющее спорными помещениями, при отсутствии государственной регистрации прав на них оспаривает законность зарегистрированного вещного права на объекты за другим лицом, при наличии действующего права государственной собственности субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

Иные доводы, заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2009 по делу N А65-21517/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.